Мечта да Винчи

Компания, которая создала новый класс летательных аппаратов и целую отрасль авиаперевозок. История Sikorsky Aircraft, созданной в начале прошлого века уроженцем Киева пилотом и инженером Игорем Сикорским


Эта статья была опубликована в номере 34 (492) за 26.08.2016 журнала «Фокус»


В Киеве на улице Ярославов Вал до сих пор стоит обветшалый дом семьи Сикорских. Именно здесь в 1889 году родился Игорь — пятый, младший ребёнок, любимец матери и самый знаменитый из Сикорских. Инженера, изобретателя и пилота считают «своим» сразу в трёх странах: в Украине, где он родился, в России, где Игорь Сикорский строил первые серийные самолёты, и в США, где он воплотил свою мечту — создал вертолёт.

Киевский мажор

Во многих биографиях Игоря Сикорского подчёркивается, что он с детства видел вещие сны, постоянно твердил о своём высоком предназначении — строить летательные аппараты. Впрочем, представителю российской золотой молодёжи как раз и полагалось увлекаться модным на то время занятием — самолётами. А он принадлежал именно к этому слою общества: был сыном Ивана Сикорского, известного и состоятельного профессора психологии в Университете Святого Владимира, в роду которого обычным делом считалось брать в крёстные отцы членов царской фамилии. Так, крёстными Игоря были двоюродный брат императора и его мать.

Мода на авиацию появилась ещё до первого полёта братьев Райт в 1903 году — многие в то время пытались создать летательный аппарат тяжелее воздуха. Сикорский в своей киевской юности также строил модели и самолёты в дворовой мастерской, с друзьями и сам, пока учился в престижной Киевской первой гимназии (сейчас — жёлтый корпус университета). Потом уехал в Петербург, где учился в кадетском корпусе его старший брат, но заниматься конспектами времени и желания у него не было: через три года он бросил военное училище и уехал в Париж. Ещё через год вернулся в Киев и поступил в политех. Который также бросил через год, что не помешало вузу «присвоить ему диплом» как почётному студенту.

В Киевском политехническом будущий конструктор познакомился с Фёдором Былинкиным, сыном купца: тот также увлекался авиацией и уже собрал свой собственный самолёт, который, правда, не смог взлететь. Сикорский помог решить проблему благодаря двум качественным двигателям, привезённым из Франции, а также знаниям, почерпнутым за границей. Парни сняли ангар около Куренёвки, наняли рабочих и начали совершенствовать свои модели. Былинкину это занятие вскоре надоело, и Сикорский работал дальше сам. В 1912 году он побил мировой рекорд, достигнув скорости 111 км/час, пилотируя собственноручно спроектированный самолёт. В том же году на Московской воздухоплавательной выставке он был награждён Большой золотой медалью, а председатель правления Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге Михаил Шидловский пригласил Сикорского на должность главного конструктора авиационного отдела своего завода. Так увлечение стало работой, с которой Сикорский не разлучался до конца жизни.


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Четырёхмоторный гигант, построенный в качестве пассажирского самолёта, в годы Первой мировой был основным бомбардировщиком Российской империи
ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ

ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ

Sikorsky S-47, выпущенный в 1940 году, стал первым серийным вертолётом в мире

В Санкт-Петербурге он построил знаменитый самолёт «Илья Муромец», совершивший первый полёт из Петербурга в Киев и созданный на деньги другого известного киевлянина — Фёдора Терещенко. Во время Первой мировой эти самолёты стали основной моделью российских бомбардировщиков, армии было поставлено 60 таких машин.

А потом началась революция. Из Петербурга Игорь Сикорский уехал в 1917 году, в Киев. Столица УНР вскоре стала этаким островком старой империи: сюда бежали поэты, писатели, художники, неугодные революционному режиму. Золотое время Киева, правда, скоро закончилось, и тогда Сикорский окольными путями, через Мурманск, добрался до Парижа. Его отец умер, жена бросила инженера, увлёкшись идеями большевизма, и разъезжала по Крещатику в кожанке и красной косынке, отдав их дочь сёстрам Сикорского, которые через несколько лет вывезли её к отцу. Путь был тяжёл — их не выпускали, пришлось переходить границу нелегально.

Сперва Сикорский, как и все, направился во Францию. В Париже был заключён контракт на разработку самолёта нового типа и получен щедрый аванс, но тут война закончилась, и инженер обнаружил, что никому не нужен. 30-летний Игорь Сикорский купил билет до Нью-Йорка и уехал в Америку навсегда.

Ангар на Лонг-Айленде

В Америке Сикорский с первого дня пытался создать свою фирму. Сотрудничество с военными не заладилось, и в 1923 году он с партнёрами (многие из них были россиянами) основал компанию для постройки пассажирских самолётов.

Дела шли не очень, пока компаньонам не помог ещё один русский — знаменитый композитор Сергей Рахманинов, давний знакомый Сикорского. Музыкант выписал компании чек на $5 тыс., что по тем временам было очень большой суммой — приблизительно $100 тыс. в современных ценах. «Стартап» снял большой ангар, нанял специалистов, и менее чем через год на взлётную полосу выкатился первый построенный инженером в Америке самолёт Sikorsky S-29A — двухдвигательный, рассчитанный на 14 пассажиров. Несмотря на несколько неудач (при первом полёте самолёт скапотировал, и ему пришлось менять двигатели на более мощные), проект получился успешным.

Не в последнюю очередь потому, что был хорошо разрекламирован. Демонстрируя грузоподъёмность, самолёт перевёз на борту два рояля, один из которых для большего эффекта принадлежал первой леди — жене тогдашнего президента США Герберта Гувера. Потом над Нью-Йорком покатали корреспондента, который захотел поснимать город с высоты, а затем в 1926 году самолёт был выгодно продан за $500 известному лётчику Роско Тернеру. Выгодно не по деньгам — только двигатели стоили больше этой суммы. Но зато Тернер постоянно совершал рискованные чартерные перелёты, без единой поломки или инцидента переваливая через горы высотой в 2,5 км, взлетая с полной нагрузкой с высокогорных аэродромов и рекламируя тем самым Sikorsky. А в 1928-м этот самолёт выкупил Говард Хьюз для съёмок фильма «Адские ангелы» про Первую мировую. В нём S-29A, «загримированный» под немецкий бомбардировщик, эффектно взрывается в воздухе. Так что последние мгновения первого самолёта Игоря Сикорского при желании можно увидеть до сих пор. В том же 1928 году основатель компании вернул Рахманинову чек на $5 тыс. с процентами. К этому времени число новых самолётов и летающих лодок Sikorsky перевалило за 10, в серию как раз пошёл S-38.

Sikorsky выпускает несколько моделей больших трансатлантических «летающих лодок», призванных сделать возможными безопасные межконтинентальные перелёты. Машины Сикорского закупает Pan American для своей почтовой службы. Дела шли хорошо, компания акционировалась, поменяла название на Sikorsky Manufacturing Corporation, потом на Sikorsky Aviation Company и в 1929 году переехала в Стратфорд, штат Коннектикут, где её завод работает до сих пор.

В 1930-х в США разразилась Великая депрессия. Число заказов упало, и Вильям Боинг вместе с Фредериком Ренштером выступили с инициативой создания корпорации — United Aircraft and Transport Corporation. Идея была в том, чтобы основать вертикально интегрированную компанию, которая бы покрывала все сферы авиационного строительства, от создания двигателей, конечной сборки моделей всех видов до авиаперевозок. В неё вошли Boeing Airplane Company, Chance Vought, Hamilton Standard, Pratt & Whitney и ещё несколько компаний. Sikorsky Aviation в то время тоже испытывала трудности и вошла в корпорацию на правах дивизиона.

United Aircraft стала одной из самых крупных авиационных корпораций США и получила большое количество военных заказов, а также множество контрактов на перевозку авиапочты. Но в 1934 году разгорелся «авиапочтовый скандал», когда в результате расследования конгресса США действия альянса были признаны антиконкурентными, а корпорацию разделили на три части: Boeing, United Airlines и United Aircraft.

Sikorsky стала частью последней. Корпорация занималась очень широким спектром работ: от производства лифтов (тех самых Otis) и систем кондиционирования воздуха (Carrier) до авиадвигателей (Pratt&Whitney). Игорь Сикорский к тому времени был вполне обеспеченным человеком… Но он так и не воплотил свою мечту, с которой уезжал из Старого Света. Сикорский, которому к тому времени шёл пятый десяток, хотел построить вертолёт.

Мечта да Винчи

1101531116_400

ЧЕЛОВЕК С ОБЛОЖКИ.
Игорь Сикорский на обложке американского TIME

Первый вертолёт Сикорский построил ещё в Киеве. По легенде, к изобретению его подтолкнула мать, показавшая ему рисунки Леонардо да Винчи и рассказавшая, как было бы здорово реализовать мечту великого художника. Любимый младший сын занялся строительством и создал первую модель в 1908 году, через год после того, как первый вертолётчик — Поль Корню — поднялся на вертолёте собственной конструкции в воздух на 50 см и провисел так 20 секунд. Сикорский не добился даже такого успеха: его первый вертолёт никак не хотел подниматься, а второй, усовершенствованный, мог подняться только пустым, без пилота, на привязи. Но юный конструктор не забыл о мечте и с тех пор следил за всем, что происходит в «вертолётостроении».

Второй раз он вернулся к мечте в начале 1930-х, но руководство United Aircraft отказало изобретателю, посчитав, что вертолёт не имеет перспектив. Тогда, кстати, возглавляемый Игорем Сикорским дивизион, который в составе United Aircraft работал под брендом Sikorsky, едва не закрыли, но «подоспел» монопольный скандал, и в середине 1930-х Игорь Сикорский получил независимость. Несколько лет ушло на то, чтобы поправить пошатнувшиеся дела — за это время была выпущена летающая лодка Sikorsky S-42 Clipper и её уменьшенный вариант Baby Clipper Sikorsky S-43. Последняя модель разошлась по миру в количестве более полусотни экземпляров — очень неплохой результат для того времени. И вот в 1938 году Сикорский окончательно принимает решение заняться винтокрылыми машинами.

Тогда уже во Франции, Аргентине, Италии и даже в Советском Союзе успели построить вертолёты, которые умели подниматься с пилотом на пару сотен метров и пролетать расстояние в километр. Был изобретён механизм перекоса лопастей, использовались соосные и разнесённые винты — в общем, было готово всё, чтобы появился новый класс летательных аппаратов. Не хватало малого — вертолёты были плохо управляемы: по образному выражению одного из испытателей, их пилотирование напоминало «балансирование на швейной игле высотой в сотню метров, которая упирается в катящийся по земле шар».

Сикорский-пилот продолжал размышлять над возможными конструкциями вертикального взлёта. И подсказал Сикорскому-инженеру добавить к несущему винту второй, небольшой рулевой винт, расположенный вертикально и не дающий вертолёту ни крутиться, ни рыскать на курсе. Сейчас такая схема стала классической, по ней создаётся абсолютное большинство вертолётов в мире.

Первый вертолёт конструкции Сикорского — The Vought-Sikorsky VS-300 (в конце 1930-х компания Сикорского работала в альянсе с Chance Vought) оторвался от земли в сентябре 1939 года, а уже 18 июля 1940-го провисел в воздухе целых 15 минут. Он имел открытую кабину для пилота и длинный решётчатый хвост. Через год следующая модель вертолёта — Sikorsky S-47 (её фирма Сикорского создавала уже самостоятельно) провела в полёте полтора часа.

Новый вызов

502492763

«Творческая работа, как и раньше, остаётся с нами. Она до сих пор — важнейший фактор в развитии человечества. Работа личности остаётся искрой, которая движет человечество вперёд»

Игорь Сикорский на получении премии братьев Райт в 1967 году

Во времена испытания своих первых моделей Игорь Сикорский мечтал, что после войны вертолёт появится в каждом американском доме, станет предметом обихода, вроде машины. Но всё вышло не так — вертолёт оказался слишком шумным и дорогим.

В результате Сикорский сосредоточился на военных заказах, и это принесло немалый успех: правительству было продано 1444 вертолёта типа S-58. В конце 1970-х доля Sikorsky, просевшая было после нефтяного кризиса, начала расти, прежде всего благодаря модели UH-60 Black Hawk. В 1982 году продажи компании составили $1 млрд, в ней работало 12 тыс. сотрудников. Всего с 1940-х годов было продано более 5,5 тыс. вертолётов, плюс ещё более 1,6 тыс. произведено в других странах по лицензии.

Правда, в 1990-х годах United Technologies Corporation, в которую входит Sikorsky, настигли проблемы, характерные для всякой компании, привыкшей к госзаказам: отсутствие инновационного развития. К тому же после кризиса 1998 года сокращается рынок вертолётов, и так переживающий не лучшие времена: в мире падает спрос на новые машины, поскольку старые, 20- и 30-летние, всё ещё нормально работают, нуждаясь лишь в небольшом ремонте. В 2011 году компания увольняет рабочих, закрывает некоторые заводы. United Technologies Corporation задумывается о продаже Sikorsky. В июле 2015 года этот дивизион за $9 млрд покупает Lockheed Martin и переименовывает его в Lockheed Martin Sikorsky Company. Конец истории? Отнюдь. С начала 2010-х компания работает над принципиально новой конструкцией, которая обещает совершить революцию, подобную той, которую совершил Sikorsky S-47, — на этот раз, отказавшись от хвостового ротора.

Дело в том, что классические вертолёты не могут развивать скорость больше 300–340 км, при этом «убегающая» назад лопасть теряет подъёмную силу. Идея Sikorsky — поставить на вертолёт два соосных ротора так, чтобы в любой момент времени две лопасти находились справа и слева от фюзеляжа, двигаясь при этом вперёд и создавая подъёмную силу. Плюс двигатель или двигатели, которые в дополнение к роторам создают горизонтальную тягу. Как и в случае с S-47, идея не нова — к примеру, по такой схеме был построен советский Ка-26. Но он развивал скорость всего в 160 км/ч, тогда как первая такая модель Sikorsky S-97 достигла рекордной скорости в 460 км/ч. А строящийся сейчас Sikorsky SB-1 должен летать со скоростью 570 км/ч. Если эта модель выиграет запланированный на 2017 год конкурс минобороны США, компания вполне может повторить успех S-47. Попутно — в очередной раз — создав совершенно новый класс летательных аппаратов.


Cамый надёжный

Cамый надёжный

Руководители Белого дома летают на вертолетах, разработанных компанией Sikorsky, уже более полувека
НОВЫЙ РЕКОРДСМЕН

НОВЫЙ РЕКОРДСМЕН

Sikorsky S-97 пять лет назад достиг рекордной скорости в 460 км/ч. Это не предел — разрабатываемые на его основе скоростные вертолёты должны летать быстрее 570 км/ч


Фото: Getty Images

Теги: , , , , , , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти