Сто лет расцвета

Как одной японской корпорации удалось добиться невозможного, вписать своё имя в бизнес-философию и потерять многое за считаные годы. Краткая история Panasonic


Эта статья была опубликована в номере 26-27 (486) за 08.07.2016 журнала «Фокус»


Семь основных принципов философии управления Мацуситы

Семь основных принципов философии управления Мацуситы

1. Вклад в развитие общества. 2. Справедливость и честность. 3. Сотрудничество и командный дух. 4. Настрой на непрерывное улучшение. 5. Вежливость и скромность. 6. Идентификация себя с фирмой. 7. Чувство благодарности фирме


Совсем недавно, в 1980-х, казалось, что будущее принадлежит Стране восходящего солнца. Американские фантасты уверяли, что именно в Токио будет центр финансовой жизни и даже американские подростки станут учить иероглифы. У писателей были причины так представлять будущее. Не последнюю роль в этом сыграл Коносукэ Мацусита, мальчик из деревни Васамура, ставший основателем Matsushita Electric Industrial, известной в мире благодаря бренду Panasonic.

Начало

Он был девятым ребёнком в семье состоятельного землевладельца, известного торговца рисом. В конце XIX века, после Японо-китайской войны начался быстрый рост экономики, и среди землевладельцев в моду вошли торги на бирже. На них и прогорел Мацусита-старший, когда рынок обвалился. Семья переехала в съёмную квартиру в городе, где из-за болезней и недоедания умерли оба старших брата Коносукэ. Окончательно разорила семью начавшаяся в 1904 году Русско-японская война. Мальчик вскоре вынужден был оставить школу — в неполных 10 лет он пошёл работать к продавцу традиционных японских обогревательных печей хибачи. А когда через несколько месяцев его хозяин обанкротился — переехал в Осаку и устроился в местную электрокомпанию. Коносукэ вспоминал, что впервые оказался в большом городе, увидел трамвай и понял, что будущее — за электричеством.

На некоторое время его захватили интересные проекты — например, электрификация театра, которая заняла у его команды полгода. После нескольких повышений Коносукэ Мацусита дослужился до должности инспектора электросетей. Хотя впоследствии жаловался, что неоднократно пытался заинтересовать директора своими изобретениями, но тот не желал обращать внимания на выдумки сотрудников, его интересовало только качество исполнения обязанностей. В своей будущей компании Мацусита учтёт ошибки бывшего босса.

В 1917 году в возрасте 22-х лет парень уволился, чтобы основать своё дело и всё-таки начать производить электрические разъёмы, которыми пытался заинтересовать своего бывшего директора. Тогда в домах было только по одной электроточке в каждой комнате, и это был патрон электролампы. Розеток не было, и все приборы включались в осветительный патрон. Мацусита стал производить своеобразные патроны-переходники, в которых было два гнезда: для ламп и других электроприборов. На открытие производства ушли все сбережения — около 100 иен и доля в наследстве. Ему очень помогала жена — парень был уже два года женат на подружке своей сестры Мумено. Когда не хватало денег, а их сперва не хватало постоянно, Коносукэ закладывал её кимоно. Жена стала одним из сотрудников его фирмы Matsushita Electric, которых было всего шестеро: он, жена, её брат и трое рабочих. Офисом и цехом была квартира начинающего предпринимателя.

Несмотря на инновационность, товар не продавался. Работники ушли от Мацуситы, его «стартап» приблизился к банкротству. Спас счастливый случай — заказ на тысячу комплектов изоляторов для вентиляторов. Трое оставшихся в фирме родственников работали круглосуточно, без сна и отдыха, чтобы поспеть в срок и спасти свою фирму. Они успели, и так у них появились деньги.

Арендовав двухэтажный дом, на первом этаже которого размещалась мастерская, а на втором жил он с женой, Мацусита расширил ассортимент выпускаемого товара, дополнив его велосипедными лампами. Старые, керосиновые, были неудобными, а новых, электрических, хватало едва на 2–3 часа. Он усовершенствовал батарею и форму лампы, в результате чего его изобретение могло светить 20–30 часов, легко крепилось на руле и было очень удобным.

Правда, знакомые лавочники не спешили брать новое изделие на реализацию, помня неудачи с разъёмами. Тогда Мацусита сделал необычный для тех времён ход — раздал магазинам 10 тыс. ламп бесплатно, чтобы покупатели оценили качество. Разобрали их за считаные дни, причём не только велосипедисты, но и жители домов без электричества. Мацусита получил десятки тысяч новых заказов и даже разработал отдельную конструкцию «домашней» лампы, которую можно было крепить к потолку.

Следующим его успехом был электрический утюг. По сути, этот рынок Коносукэ Мацусита создал сам, выпустив более качественное устройство, которое при этом стоило дешевле, чем у конкурентов. И вышел тем самым на массовый рынок — так же, как это было с велосипедными лампами. Успех шёл за успехом, и спустя всего полтора десятка лет после выпуска примитивного электрического патрона его компания разработала популярный радиоприёмник. Но пока в бизнесе всё шло хорошо, в семье Мацуситы случилось горе: умер единственный сын. У них с Мумено осталась дочь, однако смерть мальчика повлияла на их отношения, что позже привело к разрыву.

Философия

1463674709

«Необходимо быть готовым действовать в быстро меняющейся обстановке — и в области технологий, и в области ассортимента продукции. Думать, что всё будет хорошо и дальше, пока наша сегодняшняя продукция успешно продаётся, — верный путь накликать беду»

Коносукэ Мацусита, из книги «Философия менеджмента»

В конце 1920-х в Matsushita Electric работало более 300 человек, её прайс занимал уже несколько страниц. Компания выпускала лампы, утюги, обогреватели и другие электротовары под брендом National: под этой торговой маркой её продукция продавалась в Японии до последнего времени.

Тогда же Мацусита начал формировать свои знаменитые принципы корпоративного управления. Началось всё с кризиса: Великая американская депрессия отразилась в том числе и на Японии. Люди обеднели и перестали покупать электротовары, их излишки скапливались на складах компании. И вот в 1929-м Мацусита принял первое революционное решение. Партнёры настоятельно советовали ему поступить как все: уволить часть рабочих, сократить рабочий день и зарплаты, чтобы избежать перепроизводства. Но он поступил иначе: сократив рабочий день, Коносукэ Мацусита никого не уволил и не урезал зарплаты, взамен попросив сотрудников в освободившиеся часы помочь продавать лишний товар. Рабочие, понимая, что от них теперь зависит, будет ли вообще существовать компания, взялись за дело с энтузиазмом. Вскоре склады опустели, а компания вышла из кризиса с прибылью и с собственной сетью розничных продаж.

О том, что случилось дальше, в бизнес-литературе есть много легенд. Известно только одно: в 1932 году Мацусита пережил духовное просветление. Он собрал своих рабочих и четыре часа говорил с ними о стране, компании, обществе и работе. В этой беседе он впервые провозгласил свои основные принципы ведения бизнеса: компания — это её рабочие; миссия бизнеса — служение людям и их развитие; работа на корпорацию — это служение ей как общему делу, и взамен корпорация защищает и охраняет своего рабочего.

Ещё до начала Второй мировой «ставка на философию» вывела Matsushita в число крупнейших компаний Японии. Ну а война принесла новые заказы — на заводах в Японии и в других странах Азии производились электроприборы, двигатели, оборудование для связи и даже первые в стране вакуумные радиолампы.

Человек с обложки

Вторая мировая война принесла Японии поражение, разорение и бедствия. То же самое произошло и с Matsushita Electric. План ликвидации, миллионные долги, замороженные счета…

До 1952 года жизнь Японии определяли американские оккупационные власти: там не было собственной армии, реформировался политический строй. Император был отстранён, аграрная реформа проводилась в пользу мелких и средних фермеров, военные заводы уничтожались.

А ещё было объявлено о ликвидации дзайбацу. Так назывались семейные финансово-промышленные кланы. Основных дзайбацу было десять, и, по плану союзников, они должны были быть ликвидированы в 1946 году. Это были «Асано», «Фурукава», «Накадзима», «Ниссан», «Номура», «Окура», «Митсубиси» и «Мацусита», то есть комания Коносукэ Мацуситы. Но именно она, единственная, стала исключением.

Нет, вместе с остальными дзайбацу её реформировали в холдинг — «кэйрэцу». Но благодаря петиции, подписанной 15 тыс. рабочих компании и членов их семей, Коносукэ Мацусита сохранил за собой управление бизнесом. Остальные «семьи» были от этого отстранены.

Пока другие японские компании приходили в себя, Коносукэ Мацусита наладил в полуразрушенной стране производство радио, бытовой техники и даже велосипедов. А в 1951 году поехал в США. Его визит, запланированный на несколько недель, затянулся на три месяца: японский бизнесмен был поражён богатством Америки, размером зарплат и развитием техники. В своих письмах он восторженно пишет, что видит своей задачей сделать столь же преуспевающей и Японию. В нищем государстве его слова звучали фантастически.

Matsushita подписывает соглашение с голландской Phillips о создании научно-исследовательского центра, и в 1956 году впервые появляется бренд Panasonic — для продукции, выпускаемой специально для американского рынка. Тогда же начинается подъём экономики и внутри страны — то самое «японское чудо». Среди людей, «создавших новую Японию», Коносукэ Мацуситу называют первым. Его компания давала работу тысячам сотрудников, которые благодаря внедрённым в компании принципам управления зарабатывали больше и жили лучше остальных, да ещё и учились в корпоративном университете. Вскоре популярность бизнесмена начала расти за пределами его страны: журналы Life и Time поместили портрет Мацуситы на обложках, опубликовав огромные статьи о нём, премьер-министр Японии объявил себя его учеником.

В 1961 году японец ушёл с поста руководителя компании. Он пишет книги, которые расходятся миллионными тиражами. А также занимается детьми: старшей дочерью и тремя сыновьями, которые родились у него во втором, гражданском браке. Однако спустя всего пару лет экономический рост в Японии сменился тяжёлым кризисом — и Коносукэ Мацусита вернулся в компанию на должность маркетингового директора, проработав в ней до 1973 года.

Он основал Школу управления Мацуситы, выпускники которой впоследствии становились министрами, а также учредил премию за достижения в науке и мире, которая была впервые вручена в 1985 году. Благотворительностью он занимался до самой смерти. Умер Мацусита в 1989-м, когда ему было 94 года.


  • УПОРНЫЙ ТРУД. Один из заводов корпорации. 1963 год
  • ПЕРВЫЙ ПАТЕНТ. Так выглядело изобретение Мацуситы, с которого начался Panasonic
  • ПРЕДМЕТ РОСКОШИ. В странах соцлагеря магнитофоны Panasonic были элементом престижа

Японский магнитофон

В фильме «Назад в будущее – 3» док Эммет Браун образца 1955 года говорит: «Не удивительно, что эта деталь поломалась. Здесь же написано: «Сделано в Японии».

На что Марти Мак-Флай из 1985 года резонно отвечает: «Док, в Японии производится всё самое лучшее!»

Действительно, Япония времён «экономического чуда» была чем-то вроде нынешнего Китая. Но в 1973 году, когда мир накрыл нефтяной кризис, а чудо вроде бы закончилось, японские компании невероятно быстро переориентировались на высокотехнологичные электронные товары.

Под брендом Panasonic для американского, а позже и для европейского рынка производилась самая разная бытовая техника — телевизоры, холодильники, микроволновки, однако самой большой популярностью пользовалось аудиооборудование. Именно оно первым пришло и в страны соцлагеря, после чего «японский магнитофон» надолго стал элементом роскоши и престижа. Позже появились и видеомагнитофоны: JVC, ещё один бренд Matsushita Electric, стал голубой мечтой уже постсоветского человека конца восьмидесятых — начала девяностых. Сама компания к этому времени превратилась в «голубую фишку»: один за другим запускаются новые производства, в 1980-х Matsushita разрабатывает первый в Азии IBM PC совместимый компьютер, в начале 1990-х приобретает за $6,59 млрд американскую медиакомпанию MCA Inc. (сейчас — Universal Studios), а после покупки в середине нулевых японской корпорации Sanyo становится одной из крупнейших высокотехнологичных корпораций мира с годовым доходом в $110 млрд.

Компания выступила основным спонсором олимпиад в Сеуле, потом в Пекине, а также спонсором автогонок, от NASCAR до «Формулы-1» (один из внуков основателя компании, Хиро Мацусита, стал гонщиком). Компания чувствует себя настолько могущественной, что десятилетиями в одиночку продвигает собственный формат записи видео. Это приводит к одной из самых известных «войн форматов» в истории мировой экономики, по итогам которой формат записи VHS, разработанный для кассет Panasonic, лидирует в Европе и на всём постсоветском пространстве, проиграв стандарту Betacam от Sony только в Америке. Эта война закончилась в 2013 году соглашением Sony и Panasonic о разработке нового типа оптических дисков. Но было уже поздно: физические носители к тому времени почти отошли в прошлое. Хотя и это было далеко не главной потерей компании, которая к тому времени уже пять лет носила название Panasonic.

Доверие инвесторов

Почивая на лаврах, компания упустила свой шанс на рынке компьютеров, примерно то же самое произошло с мобильными телефонами, mp3-плеерами, смартфонами и планшетами. В общем, «накликала беду» — в полном согласии с цитатой своего основателя.

В 2008-м разразился мировой финансовый кризис, сильно ударивший по бизнесу производителей электроники. Не стал исключением и Panasonic. И вот, вопреки философии основателя, в апреле 2011-го было объявлено о сокращении 40 тыс. сотрудников (тогда — около 10% производственного персонала). В октябре того же года было закрыто производство плазменных телевизоров в префектуре Хего и уволено ещё 1000 рабочих. А по итогам следующего года, на фоне рекордных убытков капитализация Panasonic упала на 41% — до уровня 1975 года. «Инвесторы не будут покупать акции компаний, у которых, по их мнению, нет будущего», — заявил тогда же Bloomberg Ешихиро Окумуру из японской инвесткомпании ChibaGin Asset Management.

Когда было сделано это заявление, за акцию Panasonic Corp. давали $6,8. Сейчас — примерно $8,5. Инвесторы поверили? И да, и нет.

Несмотря на трудности, Panasonic продолжала покупку высокотехнологичных компаний, искала новые ниши, от систем безопасности до облачных технологий, и пополняла портфель патентов, которых у компании около 150 тыс. Но самое большое влияние на котировки акций оказало не это. Максимальные (с 2012 года) «скачки» капитализации были зафиксированы летом и осенью 2014 года — до $12,62 и $12,84 за акцию соответственно. Оба они были связаны с заявлениями корпорации об участии в проекте строительства завода аккумуляторов Gigafactory Илона Маска и выпуске батарей для его Tesla. С тех пор акции выросли только однажды: до $14,63 весной прошлого года, после того как Panasonic анонсировала свой новый ассортимент и планы по завоеванию африканского рынка. С тех пор, несмотря на укрепившееся финансовое положение и неплохую отчётность, котировки плавно «дрейфовали» вниз. Не помогло даже объявление о том, что именно Panasonic будет эксклюзивным поставщиком батарей для массовой Tesla Model 3, сделанное в июне этого года.

Похоже, инвесторы всё же устали от обещаний и хотят конкретных решений. Причём решений в стиле Коносукэ Мацуситы.


Panasonic Corporation в цифрах

  • Оборот в 2015 году: $72,8 млрд
  • Прибыль в 2015 году: $1,7 млрд
  • Количество работников: 254 тыс.
  • Количество выпускаемых товаров: более 10 тыс.
  • Источник: данные компании


Фото: Getty Images

Теги: , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти