Пищевой революционер

150 лет назад мечта швейцарского предпринимателя Анри Нестле о новом питании для человечества совершенно изменила рацион жителей планеты. Не всегда в лучшую сторону, но почти всегда — в более удобную


Эта статья была опубликована в номере 25 (485) за 24.06.2016 журнала «Фокус»


Размоченный хлеб, сладкий чай из ромашки или разведённое коровье молоко — так кормили грудных детей до XIX века, если грудное молоко было недоступно. На такой диете младенцы часто умирали — немало подобных случаев описано в литературе, ведь даже обеспеченным семьям не всегда удавалось найти кормилицу.

У Анри Нестле было 13 братьев и сестёр. Его отец был небедным и родовитым, но половина детей в их семье умерла в младшем возрасте. И именно Анри постарался, как мог, справиться с этой проблемой. Так в мире появились детские смеси и бренд Nestle.

Младенец и шоколад

Генрих Нестель родился во Франкфурте-на-Майне в 1814 году и был сыном немецкого стекольщика в пятом поколении. Происходил из древнего рода, берущего начало в XV веке. Повзрослев и поселившись в Швейцарии, он изменил имя и фамилию на французский манер, став Анри Нестле. На швабском диалекте фамилия их семьи означала «гнездо маленькой пичуги» — герб этого рода мы видим до сих пор на логотипе компании.

О жизни молодого фармацевта известно немного, в частности, историки до сих пор не знают, почему он решил эмигрировать. Известно, что в 1839 году Нестле уже ставил в Лозанне химические эксперименты и готовил рецептурные лекарства. Его начальник, фармацевт Марк Николье, был учеником известного немецкого химика Юстуса фон Либиха, исследовавшего тему детского питания. Но когда власти разрешили Нестле заняться предпринимательской деятельностью, он сосредоточился на более традиционных сферах: продавал масло, уксус, органические удобрения, керосин для ламп и минеральную воду. При этом совершенно не выделялся среди других мелких фармацевтов и купцов в бурно развивающейся экономике того времени. Толчком к успеху стала женитьба 46-летнего Анри, который взял в жёны дочь врача Клементину Эман. Своих детей у них не было, но, согласно преданию, Климентина очень любила малышей, с детства помогала отцу работать с бедными пациентами и была уверена, что детская смертность объясняется неправильным питанием. Это было внове — гибель 15–20% всех младенцев в те времена считалась нормой.

Именно супруга убедила мужа заняться разработкой препарата для выкармливания лишённых молока грудничков. Химики в конторе Анри начали экспериментировать со смесями на основе молока, муки и сахара и в конце концов в 1864 году додумались удалить из муки крахмал, который был слишком тяжёл для детских желудков. «Молочная мука Анри Нестле» стала чрезвычайно популярной. Сначала она считалась только прикормкой, дополнением к грудному молоку. Но потом случилась трогательная история с недоношенным малышом одной женщины в городке Ваве, где жил Анри Нестле: он не мог питаться грудным молоком, а смесь Нестле ему подошла.

5883736

«У моего открытия большое будущее, так как до сих пор не существует ни одного продукта, который мог бы сравниться с моим детским питанием»

Анри Нестле в 1867 году был очень вдохновлён своим новым продуктом

Изобретатель исполнился революционным духом: он считал, что изобрёл еду будущего. Но всё-таки в руководстве для молодых матерей уточнял, что хотя бы в первое время ребёнку необходимо материнское молоко. Анри взял денег у своей тёщи, отказался от любой другой коммерческой деятельности и сосредоточился на производстве «Молочной муки». И она начала завоёвывать мир: уже к концу 1860-х на фабрике работало 30 человек, в год продавалось 500 тыс. банок Kindermehl. Компания вышла на рынки европейских стран и США. Не оценили её продукцию только в России: представитель в Санкт-Петербурге вскоре отказался продавать смесь из-за низкого спроса.

Нестле повезло не только с женой, но и с друзьями. Его товарищ, кондитер Даниел Петер, с конца тех же 1860-х пытался создать молочный шоколад — как альтернативу чёрному. Но все попытки заканчивались неудачей: масса получалась рыхлой, водянистой и несъедобной. Лучшее, что ему удалось, — шоколадное молоко. И тут, согласно ещё одной легенде, в 1873 году у Петера заболел ребёнок, и Анри Нестле зашёл к другу занести молочную смесь. Тогда-то Дениела Петера и посетила мысль использовать этот порошок вместо натурального молока. Впрочем, для получения подходящего рецепта понадобилось ещё два года, но с 1875-го светлые шоколадные плитки появились на прилавках, при этом фирмы двух друзей работали в партнёрстве. Темпы роста компании были настолько велики, что Анри Нестле уже не мог адекватно управлять финансовыми потоками. Он решил, что стар и пора отойти от дел. В 1875 Анри продал компанию трём партнёрам, а сам поселился в деревне, наслаждаясь покоем.

Сгущёнка и война

А вот массовое производство сгущёнки — продукта, который впоследствии станет одним из источников процветания компании, в Европе первым начал отнюдь не Нестле. Первую европейскую фабрику построили Братья Джордж и Чарльз Пейдж в 1866-м, примерно тогда, когда Анри Нестле вовсю занимался «Молочной мукой». Братья побывали в Америке, где увидели недавно изобретённый Гейлом Борденом продукт, — и построили производство в Европе. При этом их Англо-швейцарская компания быстро завоевала рынки Великобритании, а также её колоний. Кстати, в современной Nestle ведут «свою официальную родословную» как раз с 1866 года и сгущённого молока Англо-швейцарской компании. В этом году транснациональный гигант отмечает 150-летний юбилей.

По примеру братьев многие ринулись на этот рынок, но с первопроходцами конкурировать было сложно, пока в 1880-х годах за популярный продукт не взялась Nestle. Джорж Пейдж признавал качество продукции своих главных конкурентов, но был категорически против слияния, о котором поговаривали в руководстве обеих компаний. В итоге соответствующее соглашение было заключено лишь через несколько лет после его смерти, в 1905 году. Тогда же объединённая «Nestle и Англо-швейцарская молочная компания» вышла на IPO на Швейцарской фондовой бирже.

К тому времени компания располагала 19 фабриками по всей Европе. А дальше случилась Первая мировая война. Сельскому хозяйству был нанесён колоссальный ущерб, молоко сразу же стало дефицитным товаром, но Nestle решила эту проблему, начав закупки в Южной Америке. Сгущёнку и сухое молоко поставляли для армии, продукция Nestle была в каждом солдатском сухом пайке, производство выросло вдвое. Причём после наступления мира её продажи не упали, а количество фабрик уже составляло 40.


milk

СНАЧАЛА КАКАО. Реклама растворимого какао, которое появилось до изобретения растворимого кофе


Кофе без гущи

Между двумя войнами Nestle занималась слияниями и поглощениями, в её состав вошли ещё два производителя шоколада. Компания придумала для своих брендов приставку «Нес» — так появились Nestogen (детская смесь), Nestrovit (витамины) и Nescao — растворимое какао. Этот коричневый порошок, продававшийся в железных банках, рекламировался как прекрасная помощь матерям, обеспокоенным питанием своих детей. Пробные порции в небольших конвертиках рассылались многим людям. До сегодняшнего растворимого кофе в трубочке-стике оставался всего один шаг.

Вообще, попыток изобрести вкусный растворимый кофе было множество. Начались они ещё в 1771 году в Великобритании, но тогда это был не порошок, а скорее кофейные галеты, которые плохо растворялись. В 1881-м нечто более близкое к требуемому продукту запатентовал француз Альфонс Али, позже, в 1890-м, — Девид Странг из Новой Зеландии, в 1901-м свой вариант порошкового кофе на Панамериканской выставке в Буффало представил японец Сатори Като. В 1910 году американец Джорж Констант Луи Вашингтон наладил производство этого продукта, но особым успехом он не пользо­вался.

Во времена Великой депрессии спрос на кофе вообще упал. Главная страна-экспортёр — Бразилия столкнулась с проблемой хранения выращенного продукта. Его никто не брал, и он терял качество. Именно тогда местные бизнесмены предложили сотрудничество Nestle. Компания уже закупала в этой стране сырьё для сухого молока, к тому же Nestle пригодился уже наработанный опыт с растворимым какао.

Рецепт растворимого кофе, который мы пьём до сих пор, был создан в лабораториях Nestle под руководством химика Макса Моргенталлера в 1937 году — работа продолжалась 7 лет. В 1938-м, незадолго до Второй мировой войны, кофе поступил в продажу. Которая поначалу не задалась… Но во время войны такой кофе оказался как раз кстати и для армейских заказов, и для обычных людей, поскольку был дешевле.

Часть сотрудников переехала из Швейцарии работать в США, в город Стэмфорд, штат Коннектикут, ведь только на поставки британской и американской армиям за один год Второй мировой уходило около миллиона упаковок. В итоге в 1945 годовая прибыль компании составляла уже $225 млн против $20 млн в 1938-м. Войны формируют новые потребительские привычки, и после войны бывшие солдаты продолжали покупать Neskafe, а параллельно в мирное время вырос спрос на шоколад. Поэтому после войны Nestle и дальше наращивала производство.


GettyImages-141756694

NESTLE В УКРАИНЕ. Из 280 тыс. сотрудников компании 5 тыс. работают в Украине, где Nestle приобрела первый завод — львовский «Свиточ» — ещё в 1990-х


Поглощения и скандалы

logos

СИЛА ТРАДИЦИЙ
За полтора века существования компания так и не изменила характерных черт логотипа

Послевоенное развитие компании в целом стандартно: слияния, поглощения и немного скандалов.

В 1957 году Nestle поглощает Maggi — известного производителя готовых продуктовых паст, которые впоследствии превратились в том числе и в «бульонные кубики». В состав компании входит пищевая фирма Crosse & Blackwell, известный бренд консервированных продуктов Findus (тот самый, в честь которого назван знаменитый рыжий кот, персонаж детских книжек и мультфильмов), Libby (соки) и Stouffer (замороженные продукты). Причём замороженные продукты и мороженое под маркой Nestle были выведены на рынок в начале 1960-х, как раз тогда, когда приобретали популярность домашние холодильники и морозилки.

А вот скандал случился там, где его не ждали. С одной стороны, детское питание Nestle было объектом критики практически с самого момента изобретения: его противники всегда приводили цифры об увеличении смертности среди искусственно вскормленных младенцев, «забывая», что до его появления детская смертность была гораздо выше. До 1970-х это мнение не приводило к серьёзным скандалам, а летальные последствия случались в основном в странах третьего мира, где матери не могли прочитать инструкцию и, например, готовили смеси на грязной воде.

В 1973 году британская общественная организация War on Want опубликовала доклад под названием «Детоубийца». Основным объектом критики стала маркетинговая стратегия Nestle — компанию обвиняли в том, что её маркетинг мог создать впечатление, что искусственное вскармливание предпочтительнее природного. Корпорация подала в суд на перепечатавшее статью немецкое издание Third World Working Group, слушания длились два года, но в итоге на авторов был наложен лишь штраф за некорректный заголовок. Само решение суд вынес в пользу Nestle с формулировкой: компания не может нести ответственность за гибель младенцев «с точки зрения уголовного права». Тем не менее журнал Time объявил это «моральной победой» ответчиков. Что, в свою очередь, привело к началу кампании «Бойкот Nestle», которая продлилась до 1980-х. Однако производитель сумел доказать, что выполняет все требования Международного кодекса по маркетингу заменителей грудного молока, принятого на 34-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения и разработанного как раз из-за разразившегося скандала.

Тем не менее, несмотря на постоянный жесткий аудит производства и маркетинга, претензии к Nestle выдвигаются снова и снова. А благодаря усилиям десятков общественных организаций бойкот до сих пор действует в отдельных странах и регионах.

Экспансия и функциональные продукты

В последние десятилетия вектор развития компании явно направлен на восток. К примеру, в 1994 году Nestle открыло в Киеве представительство, а уже в 1998-м купила львовскую кондитерскую фабрику «Світоч». В 2003-м активы корпорации в Украине пополнились «Волыньхолдингом» — производителем кетчупа «Торчин». А в 2010-м — компанией «Техноком», производителем «Мивины».

После начала бойкота российских товаров в 2014 году корпорация одной из первых ограничила поставки шоколадных батончиков из России, начав завозить их из стран ЕС. А растворимый Neskafe — как в Первую и Вторую мировые, — закупается армией. Теперь — украинской: компания регулярно становится победителем тендеров Минобороны на поставку этого напитка.

Тем временем глобальная Nestle ежегодно инвестирует десятки миллионов долларов в R&D функциональных продуктов, разработанных специально для различных категорий населения, с добавками в виде витаминов и микроэлементов. Именно в этом компания видит будущее пищевого рынка, как когда-то Анри Нестле видел его в «Молочной муке», которая действительно изменила мир.



Nestle в цифрах

  • 88,8 млрд швейцарских франков (более $90 млрд) составили групповые продажи группы в 2015 году;
  • 13,4 млрд швейцарских франков (более $13,6 млрд) составила операционная прибыль по торговым операциям;
  • 280 тыс. человек работают на предприятиях компании;
  • более 8500 торговых марок продуктов входят в портфель корпорации;
  • 17,5% мирового рынка мороженого контролируется Nestle;
  • 4500 чашек Neskafe выпивают в мире каждую секунду.


Фото: Getty Images

Теги: , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти