Культурная революция

Как желание не скучать на работе сделало инвестора обувного интернет-магазина Тони Хси мультимиллионером, а его бизнес — компанией с корпоративной культурой №1 в мире


Эта статья была опубликована в номере 15 (476) за 15.04.2016 журнала «Фокус»



Фамилию калифорнийского предпринимателя с тайваньскими корнями Hsieh в кириллической части информпространства передают как «Шей», хотя и сам иероглиф, и его английская транскрипция читаются как «Хси». Но вам нужно будет набирать в поисковиках именно «Шей», если вы захотите узнать историю человека, который выручил за корпоративную культуру своей компании $847 млн.

Миллиард за культуру

22 июля 2009 года Amazon объявила о приобретении 100% акций онлайн-магазина обуви Zappos.com в обмен на 10% своих акций, стоивших в тот момент $807 млн, плюс ещё $40 млн в качестве премий сотрудникам магазина.

Даже с учётом того, что к моменту продажи выручка Zappos.com превысила $1 млрд, цена представлялась чрезмерной. Zappos только два года как вышел на прибыль, она продолжала расти, но за следующие шесть лет Amazon не вернул и 20% вложенных денег.

Злые языки поговаривали, что основной владелец Amazon Джефф Безос купил магазин в запале: в 2005-м он уже пытался приобрести Zappos за $370 млн, затем в 2007-м Amazon запустила свой обувной магазин Endless.com, но успеха он не достиг. И Безос, чьё личное состояние нынче перевалило за $52 млрд, позволил себе сделать более успешному конкуренту предложение, от которого тот не смог отказаться.

Сам Безос объяснял мотив покупки так: «Zappos имеет уникальную корпоративную культуру. Я видел много компаний, но никогда не видел компаний с такой культурой, как у Zappos. И я думаю, что такая уникальная культура представляет собой весьма значительный актив».

Примечательно, что четырьмя годами ранее, в 2005-м, когда Безос сделал Хси первое предложение, Amazon ещё не была так внимательна к уникальной культуре интернет-магазина. «Если бы мы продали компанию, — комментировал впоследствии свой отказ Хси, — это бы разрушило уникальность нашего бренда и нашей корпоративной культуры».

Громкая сделка привлекла к бизнесу Тони Хси всеобщее внимание, и скоро Zappos стал поистине эталоном организационных инноваций, Тони — иконой предпринимателя нового типа, а его книга «Доставляя счастье», вышедшая в 2010 году, — библией стартаперов.


Холократия

Социальная технология или система управления организацией, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются по самоорганизующимся командам вместо управленческой иерархии.

Лекарство от скуки

Слово «скука» в книге упоминается несчётное количество раз, объясняя чуть ли не все судьбоносные решения предпринимателя. В 1995 году выпускника Гарварда Тони Хси взяли на работу в Oracle. «Многие мои сокурсники, — рассказывал Хси, — подавали заявление на должности в банки и консалтинговые компании, попасть в которые считалось круто. Мне эта работа казалась невероятно скучной. Кроме того, там не выходят из офиса по 16 часов в день». В Oracle Хси работал около 10 минут в день за зарплату $40 тыс. в год. «Всё, что мне нужно было делать, это запускать пару тестов в день, — вспоминал он. — На запуск одного теста уходило пять минут, а потом он автоматически выполнялся около трёх часов».

Паузы между запуском тестов нужно было чем-то заполнять. И Хси с университетским приятелем затеяли бизнес по созданию интернет-сайтов. Это занятие оказалось более увлекательным, поэтому, не проработав в Oracle и полугода, Тони уволился, чтобы заняться собственным делом. Но уже через неделю свободного плавания обнаружилось, что владеть и управлять бизнесом далеко не так забавно, как представлялось из офиса Oracle. Клиентов было мало, так что Хси с партнёром сутками бродили в просторах молодой тогда Всемирной паутины в поисках новой блестящей бизнес-идеи. И она пришла. В начале 1996-го предприниматели создали баннерообменную сеть под названием LinkExchange. Через полгода они получили первое предложение о покупке: за сеть готовы были дать миллион. Тони захотел два, и сделка сорвалась. Через пять месяцев Yahoo! предложила за LinkExchange уже $20 млн. Тони подумал, на что сможет потратить свою долю, решил, что это будет скучно, и снова отказал.

Тем временем интернет-рынок рос как на дрожжах. Через два года LinkExchange имела уже 400 тыс. клиентов и показывала баннеры 5 млн раз в день. В ноябре 1998-го Тони Хси продал сеть Microsoft за $265 млн.

Сделавшись мультимиллионерами, Хси с партнёрами решили, что лучшее средство от скуки — разнообразие, и создали инвестиционный фонд Venture Frogs, чтобы вложить свои деньги сразу в несколько интересных интернет-проектов. Одним из них оказался проект предпринимателя из Сан-Франциско Ника Суинмерна.


dfb68710a2a11f2dab086e6d0bd00915

«Я отправился в местный обувной магазин, сфотографировал их ассортимент и разместил фотографии на сайте. Каждый раз, когда кто-то делал заказ, я шёл за нужной обувью в магазин и отправлял её покупателю»

Ник Суинмерн, которому принадлежит идея Zappos

Торговец обувью

Примерно в те же дни, когда Тони Хси вёл с Microsoft переговоры о продаже LinkExchange, Ник Суинмерн искал, но не мог найти себе в магазинах Сан-Франциско подходящую пару туфель. В одном магазине не было нужного фасона, в другом не подходил цвет, в третьем — размер. Не помог и поиск в Сети: мелкие интернет-магазины не решали проблемы с ассортиментом. И Ник подумал: почему бы не создать магазин, в котором, как на витрине, была бы представлена обувь всех производителей?

Он зарегистрировал сайт shoesite.com и начал поиски инвесторов, которые помогли бы сделать его крупнейшим интернет-магазином обуви в мире. Один из первых запросов Ника попал к Тони Хси. В итоге в 1999-м Venture Frogs вложил в идею Суинмерна, получившую название Zappos, $500 тыс. Этого должно было хватить на год работы, а затем Тони рассчитывал привлечь деньги крупных инвестфондов. Но 10 марта 2000 года индекс NASDAQ обвалился в 1,5 раза, положив начало краху рынка доткомов — и поток инвестиций в интернет-бизнес иссяк. Почти все компании, которые финансировал Venture Frogs, разорились. Все, кроме Zappos. И Тони решил, что не даст компании Суинмерна утонуть.

В течение следующих нескольких лет Хси, чтобы удержать Zappos на плаву, распродавал принадлежавшую ему недвижимость, пока не остался вовсе без капитала. В такую цену предпринимателю обошлась идея о том, что интернет-магазину нужно обзавестись собственным складом, организовать качественную доставку и кол-центр. После налаживания основных процессов продажи начали стремительно расти. Если в 2000 году выручка Zappos составила $1,6 млн, то в 2001-м — $8,6 млн, а в 2002-м она превысила $32 млн.

В 2003 году Тони сформулировал для потенциальных инвесторов цель: достичь к 2010 году выручки в $1 млрд, заняв 2,5% американского рынка торговли обувью. В 2004-м были получены первые внешние инвестиции. Закончив 2007 год с выручкой $840 млн, компания получила первую прибыль, а в 2008-м достигла целевой миллиардной выручки. Но выше финансовых результатов Хси оценил то, что Zappos позволил ему не скучать. В результате не выручка и не прибыль, а эксперименты Хси в области руководства обогатили и его, и сторонних инвесторов, и сотрудников компании.


GettyImages-490535267

ДЕНЬ ЛЫСЫХ. Начало празднования ежегодного Дня лысых в главном офисе Zappos с участием актёров из Blue Man Group (14 мая 2014 г.). К концу этого дня Тони Хси и ещё пару сотен его сотрудников лишатся шевелюр


Менеджмент в зоопарке

Продав компанию Джеффу Безосу, Хси остался в ней работать, получив карт-бланш на любые эксперименты в сфере корпоративной культуры, если только они не уменьшат прибыль.

«Если бы вы зашли к нам сегодня, — пишет Тони Хси, — то увидели бы в вестибюле аппараты для приготовления попкорна или кофе, замаскированные под роботов. Проходя по помещениям различных департаментов, могли бы наткнуться на плодоносящие кусты (хотите ягодку?), обнаружить самодельную дорожку для боулинга, которую смастерили программисты, встретить сотрудников, одетых в костюмы пиратов или поющих в караоке, обнаружить комнату отдыха, зоопарк с домашними животными или попасть на фуршет. Вы могли бы увидеть пивной парад, потому что в одном из департаментов решили, что в этот день самое время отпраздновать «Октоберфест». Или оказаться у нас во время ежегодного Дня лысых, когда добровольцы соглашаются быть наголо побритыми своими коллегами».

Если вы после этого захотели бы работать в Zappos, вам следовало бы присоединиться к корпоративной социальной сети, чтобы там попытаться привлечь к себе внимание. В случае удачи вас пригласят на собеседование, где в окружении сотрудников HR-департамента и других соискателей вы будете рассказывать истории своих ошибок и провалов. Если вы пройдёте собеседование, вас ждёт четырёхмесячный курс обучения, после которого вам предложат альтернативу: работу в Zappos или $2000 отступных. Если деньги вас не соблазнят, вы получите рабочее место, которое сможете оборудовать по собственному вкусу — даже поставить рядом со столом кровать для послеобеденного отдыха. И, отдыхая или работая, вы будете ждать, какой ещё эксперимент предпримет Тони Хси, чтобы поддержать реноме компании с корпоративной культурой №1 в мире.

Сам Тони, чтобы не заскучать даже в такой неординарной среде, в 2014 году съехал из шикарной резиденции в Лас-Вегасе и поселился в трейлере на территории принадлежащего ему пригородного парка Downtown Project. «Я сделал это, потому что хотел усилить интуицию, прозорливость и внести толику хаоса в свою жизнь», — пояснил странный поступок Хси. Толика хаоса в результате досталась и его сотрудникам.

24 марта 2015 года сотрудники Zappos получили от своего лидера письмо, в котором говорилось, что через месяц в компании будут ликвидированы все менеджерские должности (кроме должности самого Тони). Менеджеров заменят особые группы, формирующиеся для реализации конкретных задач. Каждый сотрудник войдёт в одну или несколько таких групп, решения в которых будут приниматься коллективно. Новая система управления в Zappos получила название «холократия». Тем, кто не захочет стать холократом до 30 апреля, говорилось в письме, придётся покинуть компанию с трёхмесячным выходным пособием.

Этой возможностью воспользовались 260 сотрудников — 18% штата компании. В том числе ушла почти половина группы, работающей над переходом Zappos в облако Amazon, и в результате интеграцию Zappos в материнскую компанию пришлось отложить почти на год.

Эксперты замерли в ожидании: 2016 год должен показать, как повлияет революция в управлении «компании-мечты» на её бизнес-результаты и останется ли у Тони Хси и в будущем возможность не скучать, внося в работу Zappos «толику хаоса». Тем более что из далёкой Германии до офиса Джеффа Безоса уже несколько лет доносится тревожный звон.


GettyImages-98741532

ВЕСЁЛЫЙ БЕДЛАМ. Корпоративная философия Тони Хси предполагает создание на рабочем месте совершенно нерабочей атмосферы. Но в Zappos это работает


Как это делают в Берлине

30 сентября 2014 года Франкфуртская фондовая биржа провела IPO базирующейся в Берлине компании Zalando SE. Её оценили в 5,26 млрд евро. Год спустя стоимость Zalando перевалила за 7 млрд евро.

Zalando стартовала как точная копия бизнес-модели Zappos — за год до сделки Хси с Безосом. И если Zappos для достижения миллиардной выручки понадобилось 8 лет, то их немецкие коллеги вышли на миллиард вдвое быстрее, а за пять лет работы достигли годовой выручки 2 млрд евро.

Тревожный звонок для Тони Хси и его поклонника Джеффа Безоса заключался в том, что для достижения таких впечатляющих показателей немцам не понадобилась корпоративная культура Zappos-style. «Когда входишь в офис Zappos, сотрудники выглядят как счастливейшие люди на планете, — рассказывал управляющий директор Zalando Рубин Риттер. — Я даже не знаю, можно ли в Германии в принципе создать такую компанию».

Руководители германской компании не стали и пытаться. В апреле 2014 года телеканал RTL выпустил в эфир репортаж, снятый скрытой камерой в распределительном центре Zalando. В этом репортаже компанию обвиняли в тяжёлых условиях труда работников и создании «атмо­сферы высокого давления».

«Мы не идеальный работодатель, — ответил на обвинения совладелец Zalando Роберт Гентц. — Если вы имеете дело с логистикой и приходится всё время наращивать темпы, конечно, что-то такое происходит». Рубин Риттер, однокурсник Гентца, вспоминал, как в начале деятельности им приходилось заклеивать окна бумагой, чтобы защититься летом от жары: кондиционеров инвестиционный бюджет не предусматривал.

По итогам 2015 года Zalando получила 2,96 млрд евро выручки и 121,5 млн евро прибыли. Но программисты компании, создающие лучший сервис для покупателей, по-прежнему работают в офисе, расположенном в дешёвом районе Восточного Берлина, сидя за дешёвыми столами из IKEA. «Наша позиция на рынке никогда не была сильнее, и мы никогда не сталкивались с таким количеством великолепных возможностей», — прокомментировал итоги года Рубин Риттер.

В общем, глядя на результаты Zalando, эксперты задаются вопросом: если дело не в культуре, то за что тогда Джефф Безос заплатил в 2009 году почти миллиард долларов?

10 уроков интернет-торговли от Тони Хси

10 уроков интернет-торговли от Тони Хси

Урок 1. Интернет-торговля строится на постоянных клиентах.

Урок 2. Распространение информации из уст в уста действительно работает в интернете.

Урок 3. Не конкурируйте при помощи цен.

Урок 4. Убедитесь, что информация о запасах на вашем сайте точна на 100%.

Урок 5. Распределение должно идти из центра.

Урок 6. Вложения в обслуживание клиентов — инвестиции, а не текущие расходы.

Урок 7. Начинайте с малого, но фокусируйтесь.

Урок 8. Не скрытничайте. Не бойтесь конкурентов.

Урок 9. Вам нужно активно управлять корпоративной культурой.

Урок 10. Остерегайтесь так на­зы­ва­е­мых экспертов. В том числе меня.

Теги: , , , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти