Краски в цифрах

Adobe — это своего рода мостик между яркой полиграфической промышленностью 1980-х и миром Глобальной паутины. Продукты этой компании задали стандарт красочности Сети, по которому мы сейчас живём


Эта статья была опубликована в номере 4 (465) за 29.01.2016 журнала «Фокус»

Компания Adobe была одним из первых классических софтовых стартапов. Шёл 1982 год, когда Джон Варнок и Чарльз Гешке ушли из XEROX для того, чтобы создать собственную компанию. Оба они были учёными, причём немолодыми: когда четырьмя годами ранее они встретились в компании XEROX, Джону уже было 38, а Чарльзу 39 лет.

Отцы-основатели

john-warnocks-quotes-500

«Никогда не думайте, что вы знаете что-то такое, чего не знают другие. Всегда найдётся умный парень, который придёт и напишет лучший алгоритм, найдёт более простой путь выполнения какой-либо задачи. Один из секретов торговли — это рано узнать о таком парне и быстро принять во внимание его достижения, а не останавливаться на полпути со словами: «Ничего нового я не изобрёл»

Джон Варнок, сооснователь Adobe

Джон часто шутил, что стал программистом благодаря шинам. Когда-то он мечтал окончить университет, поступить в аспирантуру, получить PhD и до самой пенсии преподавать любимую математику. Но по окончании университета, в ожидании осени, когда можно будет получить стипендию и начать работу над диссертацией, он решил подыскать работу на лето. Ничего стоящего не попадалось, и он устроился на шиномонтаж. Работа оказалась настолько тяжёлой, что Варнок выдержал всего пару недель и решил найти себе занятие полегче и поинтеллектуальней, раз уж у него есть степень магистра математики. Он отправился на собеседование в IBM — и тут ему неожиданно предложили очень солидную зарплату и официально разрешили совмещать работу с написанием диссертации.

В итоге в «Голубом гиганте» Варнок проработал не пару месяцев, а несколько лет — и ушёл оттуда уже хорошим программистом. Следующим его местом работы стал научный центр университета Юты в Солт-Лейк-Сити, в то время — один из передовых центров программирования, сотрудники которого составили костяк Graphics Group of Lucasfilm, впоследствии превратившейся в крупнейшую студию цифровых мультфильмов — Pixar.

И хоть Джон Варнок остался в стороне от становления цифровой мультипликации (к тому времени он ушёл в XEROX), было ясно, что преподавателя математики в старом пиджачке из него уже не выйдет.

Чарльз Гешке тоже имел степень магистра по математике, да и вообще часто рассказывал, что, когда они встретились с Джоном, были похожи, как близнецы: по трое детей у обоих, оба любили футбол, математику и хотели изменить мир. Гешке, однако, был больше менеджером, чем программистом: в 1978 году он как раз добился создания в XEROX отдела, который бы занимался созданием простого способа передачи графической информации на принтер. В те времена большинство компьютерных систем были несовместимы, проще говоря, для каждого компьютера разрабатывался свой принтер. И вот в поисках «новых людей и новых идей» для своего нового отдела Гешке вышел на Джона. Они встретились за обедом, поговорили и взялись за глобальные проекты.

Речка Эдоби

Через два года они разработали основы универсального языка для принтеров, но XEROX не выразила желания продолжать финансировать эти разработки. Гешке и Варнок ушли и создали свою фирму. В качестве названия — Adobe — они взяли имя ручейка, бежавшего за домом Джона. А первый логотип нарисовала Марва Варнок, его жена.

Свою технологию графической печати страниц они назвали PostScript, и он принёс им славу и деньги. В те времена ещё существовали «ромашковые» принтеры, у которых все буквы были на одном круглом барабане, и старые матричные принтеры, пользовавшиеся встроенным набором символов и элементов графики: например, для того чтобы такой принтер начал печатать русские буквы, его надо было специально «русифицировать». Тогда как технология Adobe позволяла превратить в настоящий полиграфический центр любой компьютер с принтером.

Вскоре фирма нашла первого инвестора и покупателя — Apple. Компания Стива Джобса как раз разработала новый компьютер Macintosh с графической операционной системой. Для этой ОС нужен был принтер, который смог бы печатать страницы такими же красивыми, какими они были на экране. И в 1984 году появился Apple LaserWriter, поддерживающий PostScript.

Apple инвестировала в Adobe $1,9 млн (почти $100 млн на нынешние деньги), и это была очень прибыльная инвестиция. Продолжая продавать лицензии на PostScript сторонним компаниям и плотно сотрудничая с Джобсом, компания-новичок уже в 1986 году получила чистую прибыль в $3,6 млн.


237714-original

APPLE LASERWRITER. Первый принтер, поддерживающий язык PostScript


Сейчас сложно в полной мере представить, насколько Варнок и Гешке изменили мир печати в 1980-х. Особенно если учесть, что на территории бывшего СССР технология PostScript появилась в девяностых вместе с графической системой Windows 3.1 и уже готовыми графическими и текстовыми редакторами. Надпись PostScript воспринималась как часть характеристик принтера, как знак того, что он новый и хороший, а не как название языка описания страниц, разработанного Adobe.

Но в компании понимали, что продавать одну технологию всю жизнь нельзя. Именно тогда Гешке задумался о том, что уже далеко не все создаваемые на компьютере изображения выводятся на печать. Пользователям нужен был формат хранения данных, как графических, так и текстовых. Он должен был читаться в любой операционной системе, связывать между собой разных людей и разные платформы. Своего рода PostScript, но для людей, а не для принтеров. Формат, который в отличие от неказистого в те времена HTML мог бы передавать документы во всей красе.

И вот в 1991 году Джон Варнок, который оставался куратором разработчиков и сам продолжал много программировать, придумал Portable Document Format — тот самый PDF, ставший универсальным и не сдающий позиций вот уже 25 лет. Вначале программа Adobe Reader для чтения этого формата продавалась по $50, а уже вторую версию решили сделать бесплатной. В компании очень боялись этого шага. Но всё же поняли, что только так и можно завоевать рынок.

Красные глаза

За год до того, как вышла первая версия редактора Adobe Reader, случилось ещё одно событие, сделавшее компанию знаменитой. Вначале это также был стартап на двоих: его создали братья Томас и Джон Нолл. Их отец был университетским преподавателем и страстным любителем фото. Дети помогали ему печатать фотографии, экспериментировать со светом и разными техниками печати, любили смотреть, как их стараниями меняются фотографии. К тому же отец принёс из своего университета персональный компьютер Macintosh с первой графической операционной системой. Впоследствии, когда дети выросли, оба эти увлечения соединились с очень большой пользой для человечества.

ThomasKnoll-color-500

«Есть этическая сторона обработки изображений. Photoshop — это инструмент, и, как и любой инструмент, он может быть использован во благо и во вред»

Томас Нолл, создатель Photoshop, об информационных войнах и о том, что фотографии утратили документальность

В 1987-м, когда Джону Ноллу было 25 лет, он работал в Industrial Light and Magic — подразделении всё того же Lucasfilm, которое специализировалось на создании спецэффектов для проекта «Звёздные вой­ны». Томасу было 27, и он писал диссертацию о процессе обработки изображений в университете штата Мичиган. А в 1988-м они вместе разработали редактор для работы с изображениями, для чего Томас даже сделал перерыв в написании диссертации, которая было для него очень важна. Так появился редактор изображений ImagePro. Братья Нолл пытались заинтересовать своим продуктом какую-то крупную компанию, но до 1990 года — года знакомства с Adobe — продали только 200 копий, да и то в статусе приложения-дополнения к сканеру, а не в качестве самостоятельной программы.

В результате Джон Нолл продолжил работу в Lucasfilm и впоследствии стал знаменитым мастером спецэффектов. Графика в последних эпизодах «Звёздных войн», а также «Пиратах Карибского моря» — его работа. За эти ленты он получил сразу несколько наград, в том числе «Оскар». Но Том Нолл продолжил поиск инвестора для дальнейшего развития редактора, пока, наконец, не нашёл Adobe. И да, к тому времени, когда он открыл двери штаб-квартиры Adobe, название редактора ImagePro уже сменили на более звучное Photoshop.

Проектом заинтересовались и в Apple, так что первая официальная версия программы, которая вышла 19 февраля 1990 года и называлась Adobe Photoshop 1.0, была рассчитана только на Macintosh. Так была создана программа, перевернувшая мир обработки изображений и породившая тысячи и тысячи клонов и подражаний, с одним из которых имел дело, наверное, каждый владелец компьютера. Правда, при этом из широчайшего спектра возможностей большинство использовало разве что функцию ретуши «красных глаз» да автоматическую уборку бликов с улыбки.


  • Признание

    Признание

    Президент США Барак Обама (справа) вручает Национальную медаль за достижения в сфере науки и инноваций Джону Варноку (в центре) и Чарльзу Гешке (слева)
  • Дженифер в раю

    Дженифер в раю

    Первое фото, обработанное в Photoshop. На нём изображена Дженифер — девушка создателя программы Джона Нолла, позже ставшая его женой
  • Заряд ностальгии

    Заряд ностальгии

    Эволюция иконок Photoshop

Стать стандартом

В 1996-м уже пожилые отцы-основатели компании задумались о пенсии. Они наняли трёх менеджеров, чтобы присмотреться к ним, и сделать одного из них руководителем компании. Но все трое, по словам Гешке, начали «грызть друг друга, как бешеные коты». А потом настал 1998 год с глобальным обвалом рынков, и тут показал зубы конкурент — компания Quark. Она выпускала популярную программу вёрстки QuarkXPress, практически вытеснившую с рынка более простой Adobe PageMaker, доставшийся компании после поглощения Aldus в 1994.

macair7_widewe-500

«Нам известно не понаслышке, что Flash является причиной №1 падений «Маков». Мы сотрудничали с Adobe в решении этой проблемы, но она всё равно сохраняется… Мы не хотим снижать надёжность и безопасность наших айфонов, айподов и айпадов, устанавливая туда Flash»

Стив Джобс в открытом письме «Размышления о Flash», которое, как считается, и убило эту технологию

И вот Quark заявил, что собирается провести недружественное поглощение конкурента. Трое неудачливых менеджеров сразу же вылетели из Adobe, а Джон Варнок и Чарльз Гешке обратились за помощью к старому другу — Стиву Джобсу. Они показали ему разработку новой программы вёрстки — InDesign. Тот пришёл в полный восторг: он давно мечтал о чём-то подобном. Джобс поддержал товарищей, помог им запустить и популяризовать новый продукт — и угроза потери компании пропала.

Несколькими годами позже InDesign стал ядром объединения большинства продуктов компании в единый пакет Creative Suite, ведь он в том числе экспортировал файлы в формат PDF, а также использовал изображения из Photoshop и графику из Illustrator. Компания начала направленно работать над тем, чтобы превратить свою рабочую среду в универсальный инструмент для любого дизайнера, который не должен ощущать особого различия между программами. В этом пакете были все инструменты, необходимые дизайнеру-печатнику, но не хватало веб-инструментов для создания онлайн-документов. Решение пришло с поглощением компании Macromedia — разработчика мультимедийного формата Flash и программы вёрстки веб-страниц Dreamweaver. 5 декабря 2005 года было подписано соглашение на $3,4 млрд.

Правда, пять лет спустя всё тот же Стив Джобс убил Flash, заявив, что этот формат не подходит для iPhone, и анонсировал блистательное будущее для HTML5 — технологии, которая умеет всё то же самое, что и Flash, но при этом требует меньше ресурсов и адаптируется для мобильных устройств. Adobe через год вынуждена была признать, что прекращает развивать раскритикованный формат и сосредотачивается на HTML5.

Впрочем, эти неудачи уже не могли сильно навредить компании. В 2012 году вместо Creative Suite она запустила пакет Adobe Creative Cloud, базирующийся на онлайн-подписке на доступ к её программам. Спрос на услуги дизайнеров постоянно рос, и в эти годы Adobe превратился во всеобъемлющую «среду обитания для дизайнеров». Настолько, что многие веб-сервисы на этом рынке даже установили идентификацию участников по Adobe ID.

Тем временем основателям компании было глубоко за 70 лет — они ушли на заслуженную пенсию в 2000 году, хотя остаются акционерами Adobe. Компанией управляет Шантану Нарайен, родившийся в Индии и сделавший карьеру в Apple. А Варнок и Гешке занимаются тем, что поддерживают университеты, получают высокие государственные награды и играют с внуками.


Adobe Systems в цифрах

  • Выручка: $4,14 млрд (2014)
  • Прибыль: $412 млн (2014)
  • Количество подписчиков на Creative Cloud: 6,2 млн (конец 2015)
  • Количество пиратских копий Photoshop только в США составляет 60% из всех используемых


  • Только вверх

    Капитализация Adobe System
    Только-вверх-2

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти