Следуй за кабелем

Самое важное в истории Reuters это не рост прибылей, количество клиентов, смена собственников или инновации. Главное — история возникновения и эволюции «стандартов Reuters», изменивших мировую журналистику


Эта статья была опубликована в номере 40 (451) за 09.10.2015 журнала «Фокус»

Многие поколения украинских журналистов шутили, что не зря агентство Интерфакс расположено на улице Рейтарской. А некоторые даже утверждали, что там до революции находился корпункт легендарного агентства Reuters. На самом деле это не так, хотя определённая связь всё же есть. Улица в Киеве названа в честь стрелецкой Рейтерской слободы, от немецкого «рейтар» — всадник. Именно такую фамилию взял себе при крещении Исраэль Бер Иошафат, один из родоначальников современной журналистики.

Начало

Родился он в 1816 году в немецком Касселе в семье раввина. Мальчик рано остался без родителей и рос под опекой родственников. В 12 лет он уже помогал в банке своему дяде и там же, как гласит легенда, познакомился со знаменитым математиком и физиком Карлом Гауссом и даже наблюдал его эксперименты с передачей данных по проводам. Легенда это или нет, но впоследствии именно телеграф сыграл в жизни Исраэля огромную роль.

В 29 лет Исраэль принял христианство, чтобы жениться на Иде Магнус, дочери банкира. Прося её выйти за него замуж, он отправил ей почтового голубя с запиской. Она ответила «да», послав ответ тем же голубем. Это был первый случай в его жизни, когда ему пригодились голуби, и второй будет ещё чудней.

Первой серьёзной работой Пола Юлиуса Рейтера, как теперь звали Исраэля, стало собственное издательство. Прожило оно недолго, поскольку во время революции в Германии в 1848–1849 годах напечатало несколько острых памфлетов либерального толка — власти постарались довести его до банкротства. Рейтер эмигрировал в Париж, где нашёл работу переводчика в первом в мире агентстве новостей Шарля Гаваса. Там он впервые соприкоснулся с журналистикой. Хорошим репортёром он так и не стал, но уловил саму суть профессии, чем с успехом пользовался дальше.

В 1849-м он пытается основать собственную службу коммерческих новостей: конкурируя с Havas, открывает агентство в немецком Ахене на границе с Бельгией и Нидерландами, в котором кончалась телеграфная линия из Берлина. Информацией о курсе ценных бумаг он снабжал жителей Ахена, позже — кёльнских торговцев и банкиров, а затем и представителей финансовых кругов Антверпена и Брюсселя. Единственной сотрудницей Пола Рейтера была жена, которая без конца переписывала новости, отправляла письма и разбирала почту.

И вот настал тот самый момент.

Голуби и котировки

520715511

«Меня зовут Рейтер, моего имени вы, скорее всего, не слышали… Я мог бы вам поставлять по телеграфу новости раньше и точнее других компаний»

Разговор Пола Рейтера с главным редактором Morning Advertiser в 1858 году (из книги «100 лет Reuters»)

Однажды весенним утром 1850 года к пивовару и страстному голубятнику города Ахена пришёл весёлый молодой человек и арендовал 40 почтовых голубей. Пивовар был удивлён, но птицы нужны были Полу для смелого проекта.

Весной того года французское правительство проложило телеграфную линию из Парижа в Брюссель. Рейтер решил заполнить недостающее звено, наладив единую цепочку передачи информации между Берлином и Парижем. Почтовым экипажам требовалось для прохождения расстояния между Ахеном и Брюсселем девять часов, почтовые голуби преодолевали его за два.

Каждый день во время закрытия Брюссельской биржи и поступления новостей из Парижа агент Рейтера в Брюсселе записывал результаты (для надёжности в трёх экземплярах) и вкладывал их в водонепроницаемые футляры. Голуби доставляли их в Ахен на 6–7 часов раньше, чем регулярная почта, а супруги Рейтер передавали их по телеграфу в Берлин.

Компания проработала почти год, но к Рождеству 1850-го было установлено прямое телеграфное сообщение Берлин — Париж. И тогда знакомый Рейтера — Эрнст Вернер Сименс (основатель Siеmens) посоветовал ему открыть собственное агентство в Лондоне — туда как раз собирались проложить телеграфный кабель с материка, но агентства, в отличие от Франции и Германии, там пока не было.

Семья сняла офис в деловом центре Лондона. Единственным сотрудником был 12-летний соседский мальчишка. Используя связи в деловом мире и доступ к расположенной по соседству Лондонской бирже, Рейтер начал дважды в день снабжать биржевиков самой свежей информацией о ценах и котировках в европейских столицах. Даже финансовая империя Ротшильдов решилась подписать контракт с Рейтером — его офис был в одном здании с большинством финансовых контор, и, получая информацию, он максимально быстро передавал её, используя все доступные средства.

С политическими новостями обстояло сложнее. В Лондоне была чрезвычайно популярна газета «Таймс», которая имела широкую корреспондентскую сеть. Информация в редакцию поступала оперативно, и конкурировать с ней было очень сложно. Но возможно.

Севастополь и Линкольн

Развитие Reuters легче всего описать словами основателя: «Следуй за кабелем». То есть там, где появлялся телеграфный кабель, появлялись сотрудники компании.

Когда началась Крымская война, Пол воспользовался телеграфной линией, проложенной военными в Балаклаву, — и агентство первым сообщило о падении Севастополя, впервые опередив «Таймс». Это был прорыв в мир политических новостей. В 1858-м агентство уже имело представителей по всей Европе, и газеты одна за другой начали заключать контракты с Reuters. В 1859 году Reuters добыло речь Наполеона ІІІ до того, как тот её прочитал перед французским законодательным собранием. И как только император начал говорить, агентство начало передачу его речи всем своим подписчикам по всему миру. Это был очень важный текст, предвещавший австро-итало-французскую войну, и великая «Таймс» снова была посрамлена.

Но полную победу над ней Рейтер одержал в1865-м. Во время гражданской войны в Америке телеграфного сообщения между Новым и Старым Светом ещё не было: попытки проложить кабель терпели неудачу. Провод из Лондона заканчивался в Ирландии, новости, как и почта, доставлялись кораблями. Но Reuters всё же решилось развивать в США свою корреспондентскую сеть.

Рейтер договорился с капитанами кораблей, которые проходили мимо Ирландии, не заходя в порты, выбрасывать информационные сообщения у побережья. Там их подбирали специально нанятые лодки — и местное бюро Рейтера передавало информацию дальше телеграфом, так что в Лондон она попадала намного раньше, чем корабль успевал доплыть до метрополии.

0_16b954_ae598adb_XXXL

ВСЕГДА ПЕРВЫЕ. В 1865 году Reuters на два дня опередило европейские газеты с новостью об убийстве Авраама Линкольна. Почти 150 лет после этого агентство сохраняло репутацию самого быстрого и самого точного поставщика новостей в мире

Когда в апреле 1865-го Джон Бут застрелил в Вашингтоне Авраама Линкольна, Reuters сообщило об этом на два дня раньше, чем новость была напечатана в газетах. Многие в Англии приняли сообщение за утку, но когда информация подтвердилась, стало понятно, что никто не может сравниться в точности и оперативности с Reuters.

Потом будут десятки и сотни других достижений — среди прочего агентство раньше британского правительства сообщит об окончании Первой мировой, о начале строительства Берлинской стены в 1961 году и о её разрушении в 1989-м. Но те первые победы будут самыми важными в истории агентства.


fleming

«Это в Reuters я научился писать быстро и прежде всего точно: в Reuters тех, кто не точен, сразу увольняют»

Из интервью Яна Флеминга, автора романов о Джеймсе Бонде, работавшего корреспондентом Reutеrs в 1931 году

Прогресс и пресс

Офисы Reuters работают по всему миру: в Амстердаме, Брюсселе, Гааге, Антверпене, Бомбее, Гонконге, Пекине, Каире, во всех крупных портах Африки, Канады, Северной и Южной Америки. В 1870-м Пол Рейтерс подписывает договор с ведущими конкурентами в Германии и Франции — бюро Бернгарда Вольфа и агентством Шарля Гаваса, в котором начинал свою карьеру. Три агентства поделили сферы влияния и начали обмениваться новостями. Договор просуществовал вплоть до начала Первой мировой, когда этот союз разорвала политическая ситуация.

Это было одно из последних достижений Reuters. Получивший славу, деньги и баронство, сэр Пол в 1878-м заявил о «плохом здоровье» и отошёл от дел. Спустя 20 с лишним лет он умер на своей вилле в Ницце. Его место занял старший из трёх сыновей, Герберт, но деловая хватка отца ему не передалась. Герберт любил рисковать, его попытка создать банк потерпела крах, и в 1915 году, вскоре после гибели единственного сына и смерти жены, он покончил жизнь самоубийством. С тех пор постоянно управлять агентством никто из семьи не хотел, и в компании начался кризис.

Тогда Reuters возглавил Родерик Джонсон, глава африканского отделения. Он заслужил уважение коллег во время англо-бурской войны, которую агентство освещало очень профессионально. Чтобы справиться с кризисом, Джонсон привлёк инвестиции нескольких издательских компаний и субсидию государства. Так, в 1925 году миноритарным, а позже — полным собственником компании стала Ассоциация прессы, которая объединяла региональные газеты Британии.

542417411

ЦИТАДЕЛЬ СВОБОДНОЙ ПРЕССЫ. Корпункт Reuters на легендарной Флит-стрит в Лондоне. 1940 год

Джонсон управлял Reuters до 1941 года, но это были невесёлые времена. Репутация агентства, его штат, охват аудитории и безграничное доверие к нему не могли не заинтересовать британское правительство, и вскоре в обмен на денежную помощь агентство начало помогать в пропаганде. Впоследствии в своей автобиографии Джонсон писал, что просто был патриотом и считал своим долгом помогать правительству. Но происходящее негативно сказывалось на прибыли.

Джонсону пришлось уйти в 1941-м, когда половину акций выкупила Ассоциация собственников газет. Именно с тех пор началось развитие Reuters как глобальной компании: её клиентами становились медиа по всему миру. Компания изменила структуру: она стала неприбыльной организацией, основной целью которой была провозглашена объективность.

Это было непростое решение, но именно оно стало основой для появления «стандартов Reuters», которые совместно со «стандартами Би-би-си» задали вектор развития мировой журналистики на последующие полвека.


Те самые стандарты

Редакционные правила Reuters и Би-би-си


10 правил журналистики Reuters

10 правил журналистики Reuters

  • 1. Всегда со священным трепетом придерживаться точности. 2. Всегда открыто исправлять свои ошибки.
  • 3. Всегда стремиться к балансу мнений и свободе от предвзятости.
  • 4. Всегда открывать руководству конфликт интересов.
  • 5. Всегда уважать конфиденциальную информацию.
  • 6. Всегда защищать свои источники информации от властей.
  • 7. Всегда избегать того, чтобы собственное мнение попадало в новости.
  • 8. Никогда не заниматься плагиатом.
  • 9. Никогда не изменять фото и видео сильнее, чем того требуют обычные приёмы улучшения изображений.
  • 10. Никогда не платить за получение новостей и никогда не принимать взятки.
Редакционные ценности Би-би-си (сокращённо)

Редакционные ценности Би-би-си (сокращённо)

  • 1. Точность и правдивость. Журналист должен проверять информацию, следить, чтобы не было упущено важных фактов, а также признавать и исправлять ошибки.
  • 2. Беспристрастность. Не только передать мнения сторон конфликта, но и по возможности найти независимого эксперта, который бы установил, кто говорит правду.
  • 3. Независимость. Это не только отсутствие влияния правительства, бизнеса и других организаций. На работу не должна влиять деятельность в нерабочее время, а в материалах не должно быть двусмысленности (оценок).
  • 4. Общественные интересы дают обоснование для вмешательства в чью-то личную жизнь.
  • 5. Подотчётность предусматривает ответственность перед публикой за редакционные решения.

Компьютер и Томпсон

«Следуя за кабелем», Reuters стало первым агентством, использующим компьютеры. В 1964-м компания применила технологию Stockmaster — систему мгновенного мониторинга финансовой отчётности — и опять превратилось в лидера мировых новостей. Компьютер Stockmaster, в то время большая коробка с клавишами, подключался к телефонной линии, по которой получал последние данные о котировках акций, записывая их в память. На экранчике коробки могли высвечиваться только три цифры, но каждый биржевик, клерк или брокер понимал их огромную цену. Ведь, набрав на клавиатуре тикер ценных бумаг, можно было получить почти мгновенную информацию об их стоимости на крупнейших биржах.

Не только агентство, но и вся финансовая отрасль ощутили подъём благодаря новой системе: через центральный узел в Лондоне она постепенно связала всю Европу и Америку. Stockmaster совершенствовалась и работала до 1973 года, пока не была создана новая система Reuters Monitor, которая передавала не только котировки, но и новости.

В 1980-х начался период небывалого роста. Запуск услуги Monitor Dealing Service стал ещё одним потрясением для рынка — отныне дилеры могли заключать сделки через терминалы, что сократило среднее время сделки с 40 до 2 секунд. К концу десятилетия уже 30–40% биржевых сделок, ежедневный объём которых составлял $640 млрд, заключались через этот сервис.

Не забывало Reuters и о новинках для массмедиа. В середине 1980-х агентство открывает фотосервис, снимки в который присылают фотографы из самых горячих и опасных точек мира. Чуть позже в Нью-Йорке агентство запускает свою первую систему редактирования видео. Прибыльность Reuters растёт такими темпами, что собственники решаются трансформировать её из неприбыльной организации, коей агентство являлось с 1941 года, в публичную компанию. Так, в 1984-м Reuters Holdings PLC вышла на Лондонскую фондовую биржу и NASDAQ в Нью-Йорке: рынок оценил компанию в 700 млн фунтов, при этом спрос на акции в Лондоне превысил предложение вдвое. Одновременно под новый статус было адаптировано и соглашение акционеров. Было установлено, что никто из собственников компании не может контролировать более 15% акций агентства, чтобы избежать опасности влияния акционеров на политику агентства.

94614422

УЖЕ ИСТОРИЯ. Так выглядел логотип Reuters до объединения с Thomson, которое состоялось в 2008 году

IPO принесло Reuters средства, которые пошли в том числе на покупку новых подразделений. 1985 год ознаменовался приобретением телеагентства новостей Visnews, впоследствии переименованного в «Телевидение Reuters». Компания набирает штат фотокорреспондентов, которые прославились снимками из горячих точек. А в 1992-м был запущен ещё один «сюрприз для брокеров» — система Dealing 2000-2, которая автоматически подбирала подходящие котировки, выставляемые дилерами. В 1994-м началась трансляция цифрового финансового телевидения (RFTV) — помимо новостей и котировок, на мониторах дилеров можно было просмотреть прямые телерепортажи о важнейших событиях, оказывающих влияние на рынок.

Параллельно Reuters пытается обживаться в интернете. Но компания, некогда слывшая самой инновационной, в этом направлении явно отстаёт. Причём отстаёт от новичка — стартовавшего в 1981 году агентства Bloomberg, которое не гонится за эксклюзивной информацией, а собирает, структурирует и анализирует в том числе и чужую, одновременно представляя всё новые онлайн-инструменты. Клиентская база Bloomberg растёт также за счёт пользователей «традиционных» информагентств. В результате капитализация Reuters падает с рекордных 21 млрд фунтов в марте 2000 года до 1,25 млрд фунтов в марте 2003-го. За следующие пять лет Reuters, как и другие продавцы финансовой информации, лихорадочно наращивает присутствие в Сети, повысив капитализацию до уровня 8 млрд фунтов, но к 2008 году на самом прибыльном рынке финансовой информации 33% прочно занимает Bloomberg. Некогда абсолютный чемпион Reuters находится на второй позиции с 23%, ещё 11% принадлежат канадской Thomson.

Решение об объединении акционеров компаний №2 и №3 было логичным, хотя ради этого Reuters пришлось отказаться от одного из главных требований устава, по которому ни один из акционеров не мог владеть более чем 15% агентства. В результате Thomson получила 53% акций объединённой компании, крупным акционерам «старого» Reuters отошло 24%, ещё 23% осталось у миноритариев. «Будущее Reuters должно быть выше старых принципов», — заявил во время объединения Пер Гилленхаммар, председатель Reuters Founders Share Company.

Объединение укрепило позиции Thomson Reuters: в результате альянс получила контроль над 30,23% рынка финансовых данных США, 37,65% европейского и 34,93% рынка Азии. Но угнаться за «новичком» не вышло. Спустя пять лет информационными продуктами Bloomberg пользовалось 315 000 подписчиков по всему миру (57% глобального рынка финансовой информации), на долю Thomson Reuters приходилось 190 000 пользователей (34%), остальное делили между собой FactSet, S&P Capital IQ и Morningstar Direct.


Thomson Reuters в цифрах

  • Доход в 2014 году: $12,6 млрд
  • Прибыль: $2,1 млрд
  • Более 2500 корреспондентов по всему миру, из них почти 600 фотографов
  • Фотосервис ежедневно пополняется примерно 1600 фотографиями, архив превышает 7 млн снимков
  • 1 млрд человек — ежедневная аудитория материалов Reuters (включая фото)

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти