Убийца Газпрома

США, как и Россия, использует энергетику для достижения геополитических целей. Разница в том, что американские компании, близкие к правительству, не перекрывают поставок и не давят ценами. Они разрабатывают новые технологии, как Halliburton Company, стоявшая у истоков «сланцевой революции»


Эта статья была опубликована в номере 36 (447) за 11.09.2015 журнала «Фокус»

Основатель Halliburton Oil Well Cementing Company Эрл Палмер Халлибартон, известный своей нелюбовью к лоббизму и гос­контрактам, наверняка не мог и представить, что со временем его компания превратится в одну из самых приближённых к правительству США. Но всего через несколько десятков лет после его смерти (в 1957 году) Halliburton прочно прописалась среди фигурантов коррупционных скандалов и в то же время среди самых влиятельных корпораций планеты, перекраивающих сферы мирового влияния. А началось всё с классической истории воплощения «американской мечты».

Кольцо в ломбарде

В 1906 году увлекавшийся механикой четырнадцатилетний Эрл после смерти отца ушёл из родительского дома, пообещав вернуться только с миллионом долларов в кармане. Он брался за любую работу, пока через несколько лет не устроился в компанию Алмонда Перкинса, занимавшуюся бетонированием нефтяных скважин.

В то время в Техасе была в разгаре нефтяная лихорадка, сотни новых скважин бурились каждый год. Бетонирование стволов позволяло сделать их стенки долговечнее и предотвращало попадание в нефть воды, песка и воздуха. Зарплата у Эрла была по тем временам высокой — $100, но для обычного рабочего он был слишком инициативен. Не прошло и года, как его уволили. По легенде — из-за того, что он позволял себе «наглость» вносить в технологию несогласованные с начальством изменения. Сам Эрл Халлибартон впоследствии так описал этот период: «Две лучшие вещи, которые случились в моей жизни, — это моё трудоустройство в Perkins Oil Well Cementing Company и моё увольнение оттуда».

В 1919 году безработный механик отдаёт в ломбард обручальное кольцо своей жены, арендует повозку и двух мулов и строит деревянный миксер для подготовки бетона по своей технологии. Он нанимает нескольких работников и называет свой скромный бизнес New Method Oil Well Cementing Company. Теперь Халлибартон может экспериментировать сколько угодно.

На дворе 1922 год. Кольцо давно выкуплено, в активе компании более 500 удачно зацементированных шахт и даже судебное разбирательство с бывшим работодателем Perkins Oil, которая предъявила права на патенты конкурента и проиграла. Казалось бы, всё в порядке, но Эрл Халлибартон считает, что способен на большее, и начинает поиск инвестиций.

В 1924 году семь крупнейших американских нефтяных компаний стали сооснователями HOWCO — the Halliburton Oil Well Cementing Company, дав ей средства для развития. Они были заинтересованы в том, чтобы их оборудование постоянно совершенствовалось. Ещё через два года HOWCO заключила первые международные контракты, начав работать в Индии и Бирме, а затем и в Латинской Америке. Совершенствовались методы сухопутного и морского бурения, выискивались методы работы в сложных условиях.


Erle-Palmer-Halliburton

«Не было такой штуки, как «старые добрые времена». Они были наполнены работой, которая ломала людям спины и старила их раньше времени. Слава богу, американская изобретательность дала нам чудесные машины, с которыми мы сейчас работаем»

Эрл Палмер Халлибартон

Первый миллион уже заработан, но Эрл Халлибартон вкладывает почти все свободные средства в другие секторы экономики. Он даже покупает несколько самолётов, чтобы организовать авиакомпанию, но наступает Великая депрессия. Эрл отправляется в Вашингтон, рассчитывая получить заказ от государства на почтовые авиаперевозки, но оказывается, что общаться с чиновниками прямолинейный миллионер совершенно не умеет. После провала этого проекта Эрл всю жизнь с недоверием отзывался об «этих людях в Вашингтоне» и более не пытался иметь с ними дело.

Впрочем, далеко не все начинания времён экономического кризиса оканчиваются неудачей. В 1930-х Эрл Халлибартон заказывает себе чемодан для деловых поездок из авиа­ционного алюминия. Он оказался настолько практичным, что компания наладила производство кейсов и выпускала их до 1952 года, пока не продала соответствующее подразделение Zero Corporation. Теперь эти кейсы известны под брендом Zero Halliburton — именно этой маркой разработан тот самый «ядерный чемоданчик», начинка которого позволяет президенту США отдать приказ о применении ядерного оружия.

После Второй мировой компания Халлибартона экспериментирует со своей главной технологией, которая принесла ей известность и полностью изменила мир полвека спустя. В 1949-м, ещё при жизни основателя, Halliburton начинает работы по гидроразрыву пластов при бурении. Без предыдущих наработок они были бы невозможны, хотя даже с учётом более чем 30-летнего технического багажа поначалу технология была крайне примитивной. Достаточно сказать, что для разрыва использовалась техническая вода, а в качестве расклинивающего агента обычный речной песок.

Долгое время метод был узкоспециализированным и малоприменимым — до тех пор, пока в начале двухтысячных его не начали использовать в горизонтальных скважинах, пробурённых в богатых природным газом горючих сланцах.

К 1952 году оборот компании достиг $100 млн. Когда в 1957-м Эрли Халлибартон умер, его детище стоило $190 млн, но настоящий взлёт Halliburton был ещё впереди.

pimgpsh_fullsize_distr-small

НА РАЗРЫВ. Спустя полвека после первых опытов с добычей сланцевого газа эта технология полностью изменила энергетическую карту мира

Женитьба на власти

Именно после смерти основателя началось всё самое интересное. Новый менеджмент дал компании нынешнее короткое имя и вплотную занялся инновациями. В 1960-х Halliburton впервые в мире создала компьютерную систему мониторинга и управления для нефтяной промышленности, разработала специальные продукты и технологии для глубоководного бурения на шельфе и в арктических условиях. Примерно тогда же в истории Halliburton случилось малозаметное на первый взгляд событие, которое в дальнейшем сыграло ключевую роль.

В 1962 году Halliburton поглотила компанию Kellogg Brown & Root (KBR). Её главной особенностью было умение дружить с правительством. С 1930-х годов она научилась получать крупные госзаказы на строительство дорог и дамб, с началом Второй мировой войны перешла на сооружение военных объектов, в том числе кораблей, включая эсминцы и знаменитые десантные корабли USS LSM, участвовавшие практически во всех десантных операциях — от высадки в Нормандии до взятия Окинавы. Компанию неоднократно критиковали за то, что она получает контракты по принципу cost-plus (издержки плюс фиксированная прибыль), что позволяло по максимуму раздувать себестоимость заказа. Эта «болезнь» сохранилась и после перехода KBR под контроль Halliburton. И принесла последней неплохие дивиденды.

Halliburton купила контрольный пакет Kellogg Brown & Root не от хорошей жизни. Падение спроса на нефть в 1960-е снизило её прибыль, нужно было искать способы диверсификации деятельности. Halliburton выкупила 95% акций Brown & Root за $36,75 млн. Плюс один из представителей семейного бизнеса — Джордж Браун стал членом совета правления. B&R в то время покровительствовал вице-президент США Линдон Джонсон, который после убийства Джона Кеннеди возглавил государство. Развязанная им война во Вьетнаме принесла Halliburton первую прибыль по новой схеме — компания стала поставщиком армии США.

Позже, после смены правительства, прямых военных заказов по­убавилось. Но они не исчезли, а скорее стали крупнее и изощрённее. В 1980-х название компании фигурировало в громком скандале «Иран-контрас»: Halliburton оказалась замешана в поставках оружия Ирану, деньги от которых шли на финансирование повстанцев «контрас» в Латинской Америке. Которые, в свою очередь, поставляли в США героин и кокаин. Но достоверных улик участия Halliburton в этих схемах так и не нашли.

Настоящее возрождение былого влияния — на самом высоком уровне — началось с операции «Буря в пустыне». В 1991-м Halliburton получила первый, совсем небольшой контракт по ликвидации пожаров на нефтяных скважинах Кувейта — после того как армия Ирака подожгла их во время отступления. Именно тогда менеджеры компании и сошлись с Диком Чейни, который в то время был министром обороны США. А четыре года спустя собственники приняли судьбоносное решение.


Halliburton Company в цифрах

  • $33,55 млрд — капитализация компании в сентябре 2015 года
  • $32,87 млрд — выручка по итогам 2014 года
  • $3,5 млрд — чистая прибыль в 2014 году
  • 80 000 человек — численность сотрудников компании по всему миру


  • Фомула цены

    Вместе с последним падением мировых цен на нефть стоимость акций Halliburton уменьшилась более чем на 40%. Но даже после этого она в 170 раз больше, чем при Эрле Палмере Халлибартоне
    ФОрмула цены-01

Град контрактов

001

«Энергия» — это такое широкое понятие, в которое можно завернуть что угодно»

Из интервью Дика Чейни в 2001 году, после обнародования энергетической стратегии США, которая сделала возможной «сланцевую революцию»

В 1995 году экс-вице-президент США Дик Чейни, лидер правоконсервативного крыла Республиканской партии, не имевший совершенно никакого опыта управления нефтяными компаниями, был приглашён на пост руководителя Halliburton.

За пять лет, на протяжении которых он руководил компанией, количество полученных от государства контрактов удвоилось, а их общая стоимость возросла до $2,3 млрд. Компания строила и обеспечивала базы для армии США и войск НАТО по всему миру (см. «Деньги на войне») — от Восточной Европы до Сомали, Руанды, Гаити и других горячих точек.

Ещё лучше дела у компании пошли, когда Дик Чейни опять стал вице-президентом США — уже в администрации Буша-младшего, которая вела войны в Ираке и в Афганистане. По информации газеты The Gardian, всего благодаря Чейни Halliburton получила контракты на сумму $17 млрд.

В прессе время от времени всплывала информация о том, что политик продолжает лоббировать интересы Halliburton. Один из самых громких скандалов — завышение цен на бензин, импортируемый из Кувейта в Ирак. Как установила The New York Times, если госкомпания Ирака SOMO импортировала бензин по цене $0,96 за один американский галлон (3,7 литра), то Halliburton поставляла бензин в войска по цене от $2,64 до $3,4. В результате американцы незаконно заработали $61 млн.

Ещё одни скандал произошёл в Нигерии и не связан с армией. Halliburton признала в суде, что для получения выгодных газовых контрактов в период с 1994-го по 2004 год раздала взяток на $180 млн. Скандал был исчерпан только в нынешнем году, когда корпорация согласилась выплатить штраф в $250 млн.

Энергетический ренессанс

Но сотрудничество властей с Halliburton приносило выгоду не только компании. В 2001 году Дику Чейни пригодился её научно-технический потенциал. В это время завершилась разработка новой энергетической стратегии США, которая была призвана решить нарастающие проблемы в условиях постоянного роста спроса на энергоносители и увеличения импортозависимости страны. Основной упор планировалось сделать на собственную добычу ресурсов.

В стратегии не было ни слова о сланцах, но испытания начались уже через год. Небольшая компания Devon Energy на месторождении Барнетт в Техасе впервые применила комбинацию наклонно-направленного бурения (в том числе горизонтального) и многостадийного гидроразрыва пласта по технологиям Halliburton. А в 2005 году команда Чейни сумела провести через конгресс США закон о выводе энергетических компаний из-под надзора Агентства охраны окружающей среды США (EPA). Энергетики получили эксклюзивное право закачивать под землю химикаты — не только в степях Техаса, но и в непосредственной близости от источников питьевой воды.

Закон получил название «лазейка Halliburton», поскольку именно эта компания владела технологиями гидроразрыва. Впрочем, частные компании не спешили пользоваться этой лазейкой, особенно крупные: им хватало и традиционного газа. Но рост цен сделал своё дело, и в 2009-м США уже лидировали в мире по добыче газа, обогнав РФ. При этом более 40% газа было добыто из «нетрадиционных» источников. В Штатах началась активная кампания по популяризации этого вида топлива, и в результате в «сланцевую революцию» вложили средства многие пенсионные фонды. И даже после возникновения профицита на внутреннем рынке газа этот относительно дорогой метод добычи продолжал приносить прибыль благодаря попутным углеводородным продуктам.

Влияние «сланцевой революции» на экономику и внешнюю политику США было колоссальным. Благодаря собственным дешёвым энергоносителям промпредприятия начали возвращаться в страну из «третьего мира», увеличивая рост экономики. А авторитарные «углеводородные демократии» вроде России или Венесуэлы стали испытывать огромные проблемы в связи с профицитом на мировом энергорынке. История эта далека от окончания — если Белый дом реализует все задуманные проекты по экспорту сжиженного газа, это ещё и повысит цены на внутреннем рынке, сделав добычу сланцевого газа более привлекательной.

Всё это позволило Halliburton в 2007 году продать на бирже контрольный пакет KBR и сосредоточиться на профильной деятельности, не связанной с военными поставками. Весной этого года корпорация, являющаяся второй в мире по объёмам продаж нефтесервисных услуг, объявила о поглощении своего конкурента — третьей в этом же списке компании Baker Hughes (за $34,6 млрд). Правда, пока объединённая корпорация примерно вдвое меньше №1 в этом списке — американской Schlumberger, чья капитализация превышает $100 млрд. Но вполне возможно, что через несколько десятков лет Halliburton сможет поспорить и с ней, особенно если в её арсенале есть задел для ещё нескольких энергетических революций.



Деньги на войне

Крупнейшие конфликты, во время которых Halliburton и KBR получили заказы на обслуживание армии США

  • 1964–1975
  • 1991
  • 1993–1997
  • 1999
  • 2003
  • 2001–2004
  • 1964–1975

    1964–1975

    Война во Вьетнаме
    $2 млрд
    Материальное обеспечение армии совместно с тремя другими корпорациями
  • 1991

    1991

    «Буря в пустыне» (Ирак)
    $7 млн
    Восстановление скважин в Кувейте, подожжённых армией Ирака
  • 1993–1997

    1993–1997

    Миссия на Балканах
    $2,2 млрд
    Тыловая поддержка войск США и НАТО
  • 1999

    1999

    Операция НАТО против Югославии
    Около $1 млрд
    Материально-техническое обеспечение тыла армии США
  • 2003

    2003

    Война в Ираке
    Около $7–20 млрд
    Материальное обеспечение армии США, в том числе топливом; восстановление нефтяной инфраструктуры Ирака
  • 2001–2004

    2001–2004

    Операция в Афганистане
    $1,8 млрд
    Обеспечение армии, строительство посольства США в Кабуле и военной базы в Узбекистане

Теги: , , , , , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти