Легенда Детройта

Стоять у истоков мирового автопрома. Придумать множество решений, без которых невозможно представить современные автомобили. Породить направление культовых маслкаров. Пережить пару нефтяных и экономических кризисов, а также неравные браки то с японцами, то с немцами, то с итальянцами. И потерять собственное имя, чуток не дотянув до столетнего юбилея. Так умеют только бравые парни из Детройта. Фокус рассказывает историю взлётов и падений компании Chrysler


Эта статья была опубликована в номере 24 (436) за 19.06.2015 журнала «Фокус»

Почти столетие компания Chrysler была одним из самых заметных игроков мирового автопрома. Но отныне мировая автомобильная география лишится этого звучного имени, которое ассоциируется с мощными и красивыми автомобилями из Детройта.

Руководство итальянского концерна Fiat, который с 2009 контролирует Chrysler, приняло решение о реструктуризации и переименовании компании. И если исчезновение бренда Fiat расстроить разве что мелких ремесленников северной части Италии и поклонников старых французских комедий, то с Chrysler уходит целая эпоха. Эпоха романтизма на колёсах.

Гений. Просто гений

Великий автомобильный конструктор и один из самых выдающихся бизнесменов в истории американской экономики создал компанию и дал ей своё имя в далёком 1925 году. Уолтер Крайслер лично разрабатывал первые модели компании, заложив основу американской, да и в целом мировой автомобильной промышленности.

Walter_P

«Когда есть тяжёлая работа, я всегда поручаю её ленивому человеку. Он обязательно найдёт лёгкий способ выполнить её»

Уолтер Крайслер, основатель компании Chrysler, о своих методах менеджмента

Сядьте в свою машину какой угодно марки и заведите мотор. Чувствуете жёсткие вибрации от ударов вибрирующего мотора, передающиеся на кузов? Нет? Поблагодарите Уолтера Крайслера, который придумал поставить автомобильный мотор на резиновые «подушки», гасящие вибрации.

Любите быструю езду, купили машину с многолитровым мотором? Вспомните о Крайслере — он первым отправил в массовое производство 6-цилиндровый рядный двигатель, да ещё и с алюминиевыми поршнями.

Ваш мотор «прошёл» уже пару сотен тысяч километров без особых проблем, потому что вы регулярно делаете ТО? Опять же — спасибо Крайслеру, который первым догадался, что в моторах надо менять не только масло, но и масляный фильтр.

Автомобильным дизайнерам тоже есть за что поблагодарить великого инженера. Именно Крайслер первым додумался испытывать автомобили подобно самолётам в аэродинамической трубе. В годы, когда он руководил разработкой автомобилей, именно Chrysler ввёл моду на передние фары, вписанные в крылья, а не торчащие перед радиатором, а также моду на ветровое стекло выпуклой формы, выполненное из цельного куска стекла. Он первым понял, что аэродинамика позволяет сделать машину не только красивее, но и экономичнее.

Под руководством Крайслера компания с минимальными потерями пережила Великую депрессию и после его смерти ещё долго продолжала следовать традициям, которые заложил сын железнодорожного инженера, с детства мечтавший создать свой автомобиль и воплотивший мечту в жизнь.

Поигрывая мышцами

Крайслер, всю жизнь проживший душа в душу со своей любовью со школьной скамьи Деллой, не смог пережить её смерти в 1938 году. У него случился сердечный приступ, и он остался прикованным к постели. Великого инженера не стало в 1940 году.

Компания перестала производить гражданские автомобили во время Второй мировой и на время влилась в военно-промышленный комплекс США, однако после войны быстро воспряла духом.

Наследники Крайслера у руля компании хорошо усвоили его уроки. Компания продолжала бороться с конкурентами (а главными из них были General Motors и Ford), прибегая к радикальным техническим новшествам. И при этом соблюдая здоровый консерватизм в дизайне.

Так, модели 1950-х у Chrysler дольше всего сохраняли довоенную стилистику — большие высокие кузова, салон, богато отделанный деревом, однако при этом компания совершала революции технического плана. Например, первая полностью автоматическая коробка передач на американском рынке появилась именно у Chrysler.

Ну а 8-цилиндровый двигатель с полусферическими камерами сгорания HEMI, представленный в 1951 году, и вовсе стал предвестником новой эры в американском автопроме. Двигатель отличался пониженной теплопотерей и повышенной степенью сжатия.

Американцы всегда любили большие и мощные машины, прекрасно сочетавшиеся с просторными хайвеями и низкими ценами на бензин. Именно Chrysler со своим HEMI породил направление маслкаров (от англ. muscle car). В 1955 году первым «мускулистым» автомобилем стал Chrysler 300C. 7 сек. до сотни и максимальная скорость 230 км/ч обеспечивались табуном из 345 лошадок, обитавших в 8 цилиндрах.

Позже компания активно развивала это направление под принадлежащей ей торговой маркой Dodge. Наиболее известные из них — Charger и Challenger.

Не зря крутой Доминик Торетто из культовой франшизы «Форсаж» никогда не изменяет доджам, несмотря на обилие на рынке немецких и японских спортивных машин.

Позже компания создала отдельный бренд SRT, которым маркируют «заряженные» версии некоторых моделей Chrysler и ещё одного бренда концерна — Jeep.

В 2014 году компания увеличила продажи на 16%, реализовав более 2 млн автомобилей на общую сумму $83 млрд, что не уберегло Chrysler от миллиардных убытков и окончательного поглощения итальянским Fiat

Сила инерции

Первые проблемы начали возникать у Chrysler в 1970-х, когда разразился первый крупный нефтяной кризис и в США впервые начал существенно дорожать бензин.

Многолитровые монстры, бодро разрежающие воздух над американскими хайвеями путём сжигания десятков литров бензина на сотню, перестали быть объектом вожделения и стали восприниматься как обуза. Бедняги-американцы начали учиться экономить. В середине 1970-х ужесточились экологические нормы (меньше сжигаемого топлива — меньше выхлопов), что и стало в долгосрочной перспективе началом «конца» американского автопрома. В то время как европейцы и японцы, приученные к экономии, давно освоили скромные малолитражные двигатели, американцам пришлось дефорсировать своих многолитровых монстров, чтобы снизить вредные выбросы.

На этой волне началась японская экспансия в США. В 1980 году, после второго нефтяного кризиса, в Америку пожаловали Toyota, Honda и Nissan, да так пожаловали, что даже наклепали себе премиальных брендов (Lexus, Acura и Infiniti), чтобы ещё больше «отжать» рынка у местных производителей. Японские машины были дешевле и экономичнее. Даже в премиальном сегменте. Рядовые американцы стали голосовать за них кошельком. И местным производителям пришлось туго.

Так Chrysler отправился в своё первое супружеское ложе — под бок с японской Mitsubishi, у которой не хватало духу повторить подвиги других японских производителей и самостоятельно штурмовать Америку. Союз этот был недолгим и не особенно продуктивным. Компании обменивались технологиями, а то и целыми двигателями, да и пара моделей совместной разработки выходила на разных рынках под разными названиями (Dodge Stealth был на самом деле переодетым Mitsubishi GT3000).

В начале 1990-х руководство Chrysler решило вновь попытаться уйти в самостоятельное плавание. Была выпущена новая серия больших седанов в классическом стиле, однако больше всего успеха принёс Jeep Grand Cherokee, буквально сформировавший новый класс авто — спортивный внедорожник (SUV). Такой Chrysler уже представлял интерес для партнёров покрупнее, чем Mitsubishi. И в 1998 году старушка, созданная руками Уолтера Крайслера, вновь идёт под венец, на этот раз с завидным женихом из Европы.

Союз с Mercedes-Benz породил монстра — концерн DaimlerChrysler AG, который просуществовал почти 10 лет. Однако ожидаемого эффекта так и не произвёл. На позиции Mercedes союз почти никак не повлиял, а вот Chrysler ощутимо пострадал. Большинство выпущенных в это время моделей, включая реанимированный Chrysler 300C и новое поколение Jeep Grand Cherokee, были построены на платформах немецкой разработки. Это делалось для того, чтобы повысить привлекательность бренда за пределами США, но лишило американские автомобили индивидуальности. И этого не оценили покупатели на родине. Продажи «дома» стремительно падали, а на новых рынках сбыта росли не так быстро, как хотелось.

В 2007 году DaimlerChrysler прекратил существование. И почти тут же грянул глобальный экономический кризис, окончательно добивший американскую автомобильную промышленность. Американцы бросились покупать экономичные европейские и японские машины. Правительство США с трудом спасло легендарный General Motors от банкротства. Не менее легендарный Ford выжил лишь благодаря партнёрству с Mazda и Volvo и хорошим продажам за границей. Детройт опустел. Его стали называть мёртвым городом, а на заброшенных автомобильных заводах снимать фильмы про зомби.

488419465

ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ.
В 2014 году Chrysler официально лишился своего имени. Фамилия основателя осталась только в «расшифровке» аббревиатуры названия концерна FCA

Chrysler остался на плаву, но понёс большие потери. Третьим и последним супругом культового бренда становится один из самых неприметных европейских производителей — итальянский Fiat. Лишённый немецких платформ для своих новых моделей, Chrysler прибегает к попытке возродиться в рамках американской мечты. И без того скудные рекламные бюджеты сливаются на одиозные ролики с реперами Эминемом и Доктором Дре, которые провозглашают флагманский Chrysler 300 воплощением американской мечты. «Это Лос-Анджелес. Мы так живём», — говорит с экрана Доктор Дре, подъезжая на «трёхсотом» к крутому ночному клубу, окружённому толпой его фанатов. Но всему этому пафосу мало кто верит. Стабильный миллиард долларов убытка каждый год — это много даже для кризисных времён. Fiat тоже переживает не лучшие времена. Журналисты называют альянс «союзом двух беззубых старушек».

С конца 2014 года Chrysler формально перестаёт носить имя своего гениального основателя, превращаясь в североамериканское подразделение концерна FCA (Fiat Chrysler Automobiles).

На вопрос о том, как же быть с наследием Уолтера Крайслера, вице-президент по связям с прессой концерна FCA US Эд Гарстен отвечает жизнеутверждающе: «Когда кто-то меняет имя со Смита на Джонса в профессиональных целях, он всё равно остаётся тем же самым человеком, разве нет?».

Главные вехи в истории Chrysler


  • 1912

    1912

    Сын железнодорожного инженера и фанат автомобилей Уолтер Крайслер устраивается на работу в компанию General Motors и спустя 4 года становится вице-президентом.
  • 1924

    1924

    Вместе с тремя партнёрами Крайслер проектирует первую собственную модель авто Chrysler Six и определяет свою бизнес-философию — доступные автомобили класса люкс. Главными техническими новшествами становятся гидравлическая тормозная система и 6-цилиндровый двигатель высокого сжатия с алюминиевыми поршнями.
  • 1925

    1925

    Успешные продажи Chrysler Six (за год — 32 тыс. авто) приводят к появлению корпорации Chrysler, которая в первые годы своего существования выводит на рынок инженерные решения, без которых сложно представить современную автоиндустрию: трансмиссию с гидромуфтой, крепление двигателя на резиновых опорах, сменные масляные фильтры, изогнутое ветровое стекло, встроенные в крылья фары и многое другое.
  • 1938

    1938

    Chrysler выпускает модель New Yorker — свой главный бестселлер и долгожитель. С разными модификациями модель выпускалась до 1996 года.
  • 1945

    1945

    Американское правительство публикует данные о том, что Chrysler занимала восьмое место среди всех компаний, производивших продукцию для военных целей.
  • 1951

    1951

    Компания выпускает первое поколение двигателей ныне легендарной марки HEMI — 8-цилиндровый с полусферическими камерами сгорания, обеспечивающими повышенную степень сжатия. Вскоре появляется и полностью автоматическая коробка передач.
  • 1955

    1955

    Модельный ряд компании пополнился Chrysler 300, на долгие годы ставшим символом успеха для рядового американца, первым в ряду культовых маслкаров, долгие годы считавшимся визитной карточкой американского автопрома. Топовая версия Chrysler 300С оснащалась 5,4-литровым двигателем HEMI мощностью 331 л. с. и развивала максимальную скорость 205 км/ч.
  • 1973

    1973

    Первый кризис в истории Chrysler — компания совершает крупные инвестиции ($400 млн) в развитие новой серии премиальных больших авто как раз перед введением нефтяного эмбарго и пятикратным ростом цен на нефть. Компании приходится за несколько лет почти полностью сменить модельный ряд и начать выпуск несвойственных ей автомобилей среднего класса.
  • 1980

    1980

    Начинается «японская» эра в истории Chrysler — несколько моделей созданы в сотрудничестве с новым партнёром — Mitsubishi, что, впрочем, не принесло ни одной из компаний существенного успеха.
  • 1993

    1993

    Ренессанс Chrysler начинается с отказа от японского подхода и возврата к «корням». Компания выпускает LHS, Concorde, а затем и 300M — большие седаны с мощными двигателями в стиле автомобилей полувековой давности. На рынок выходит Jeep Grand Cherokee, который в считаные годы стал культовой машиной в своём классе.
  • 1998

    1998

    Очередной брак в истории уже немолодой компании. На этот раз с немцами. После cлияния с Mercedes-Benz формируется компания DaimlerChrysler. На свет появляется модель Chrysler 300С, построенная на базе Mercedes E-klasse, — самая продаваемая машина Chrysler последующего десятилетия.
  • 2007

    2007

    Громкий развод с Mercedes-Benz, которого немецкая сторона почти не заметила, а Chrysler вновь оказался в одиночестве. Как раз перед надвигающимся экономическим кризисом 2008 года, окончательно добившим американскую автомобильную промышленность.
  • 2009

    2009

    Как и General Motors, Chrysler оказался бессильным перед экономическим кризисом и недорого отдался неожиданному покупателю — итальянскому концерну Fiat.
  • 2014

    2014

    Продажи составили $83 млрд. Чистый убыток достиг $1,2 млрд. Chrysler официально лишился своего имени. Отныне в альянсе с Fiat компания будет называться FCA. Легендарный бренд Chrysler будет использоваться лишь на локальном американском рынке.

Теги: , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти