Apple на колёсах

Три штриха к портрету основателя Tesla Motors — компании, которая собирается изменить мир


Эта статья была опубликована в номере 21 (433) за 29.05.2015 журнала «Фокус»

Фотографией основателя Tesla Motors Илона Маска можно иллюстрировать два почти противоположных понятия в толковом словаре. Первое — скромность. Второе — само­уверенность. Оба слова инженер, изобретатель, бизнесмен и технологический визионер олицетворяет даже в большей степени, чем покойный Стив Джобс. Но если главе Apple были не чужды пафос и шумиха, то основатель Tesla Motors скорее похож на повзрослевшего «ботана». Который выбрался из школьной лаборатории только потому, что его экспериментам там перестало хватать места.

471769884

Маск застенчиво улыбается в ходе своих интервью и не любит, когда его называют гением. Но при этом воплощает в жизнь идеи, которые изменят мир не через многие годы, а прямо сейчас

Большинство действий Маска кажутся нелогичными. Не в том смысле, что он чересчур импульсивен. Просто в свете его увлечения полётами к Марсу (в его другой компании  — SpaceX) логика Маска в управлении Tesla Motors кажется немного марсианской.

В то время как немногие компании, пытавшиеся создавать электромобили, старались делать их маленькими и больше похожими на велосипеды с крышей, Маск создал спортивный седан, способный конкурировать по динамике, управляемости и премиальности с Porsche. Парадоксальная по своей природе идея оказалась удачной. За пять лет было продано 80 тыс. электромобилей Tesla. Неплохо для «спорткара на батарейках».

«Великие компании строятся на основе великих продуктов»

Илон Маск,основатель PayPal, SpaceX и Tesla Motors, о том, что в основе успешного бизнеса всегда должны лежать достойные изобретения

Другой пример инопланетной логики — решение отдать в свободное пользование ключевые патенты Tesla. В технологической индустрии это решение производит впечатление хорошо спланированного самоубийства. Достаточно для примера вспомнить многолетнюю — и многомиллиардную — судебную тяжбу между Apple и Samsung.

Штрих первый — нереальные мечтатели

«Ещё вчера в штаб-квартире компании в Пало-Альто целая стена была завешана патентными свидетельствами. С сегодняшнего дня она пустует», — написал Илон Маск в официальном блоге Tesla Motors 12 июня 2014 года.

Пост был посвящён не редизайну интерьера офиса, а шагу, который стал вехой в истории развитии автомобильной индустрии. В этот день компания Tesla Motors официально передала все свои патенты во всеобщее пользование — безвозмездно. Предоставив своим конкурентам возможность стартовать не с чистого листа, а оттолкнуться от опыта, который Маск и его единомышленники добывали кровью и потом на протяжении 10 лет.

3

«Его идеи вдохновляют и принесут реальную пользу человечеству»

Сооснователь и CEO Google Ларри Пейдж о том, что лучше завещает свои миллиарды Илону Маску, чем потратит их на благотворительность

«Если у слова «идиотизм» есть какое-то значение, то вот прекрасная его иллюстрация», — иронизировали скептики, намекая на то, что, сократив отставание от Tesla по революционным технологиям, связанным с батареями и электромотором, конкуренты, имеющие больше опыта, быстро похоронят компанию Маска. «Он возомнил себя богом», — констатировали аналитики, намекая, что Маск чересчур самоуверен, считая, что Tesla имеет достаточно козырей, чтобы противостоять автомобильным гигантам без эксклюзивных решений.

Маск сохранял олимпийское спокойствие. Раз за разом повторяя в интервью, что Tesla существует, чтобы приблизить новую эру в сфере транспорта. Эру экологичности и экономичности. И вновь повторял формулу успеха, о которой впервые заявил ещё в середине 2000-х, когда идея электромобиля казалась утопичной. «Мы сделаем дорогой электромобиль премиум-класса, получим прибыль, которую потратим на то, чтобы сконструировать более доступный электромобиль, а затем получим прибыль, которая позволит построить ещё более массовую модель», — говорил он.

По словам Илона Маска, в 1990-х, когда он основал свою самую первую компанию Zip2, он думал, что патенты — это хорошо. И всячески старался заполучить их как можно больше. Но со временем Маск понял, что патенты только тормозят прогресс, укрепляют позиции крупных корпораций и создают дополнительный заработок для юристов.

Тем не менее, создавая Tesla, Маск патентами всё же озаботился. «Мы боялись, что крупные автомобильные компании скопируют наши уникальные технологии и, используя свой масштабный маркетинг, просто задавят новичка, – пояснял он. — Но мы чудовищно ошибались. В реальности большинство крупных компаний вообще не интересуются производством автомобилей с нулевым выбросом парниковых газов. А у тех, которые проводят эксперименты в этой области, продажи электромобилей составляют не более 1% от общего числа».

В мире производится 100 млн автомобилей в год. А общий автомобильный парк превышает 2 млрд. «Наши конкуренты — не другие производители электромобилей, а огромная армия бензиновых автомобилей, которые ежедневно сходят с конвейеров по всему миру», — заключил Маск.

«Подобно Тони Старку, персонажу из «Железного человека», Илон Маск стремится делать невозможное, — констатировал обозреватель Wired Джордан Голсон. — Возможно, отдать патенты — это единственный способ сделать рынок электромобилей массовым. И в принципе сделать так, чтобы потребители перестали воспринимать их как машины с диковинным электромотором, а стали думать о них, как о просто машинах».

tesla2

Представленный в 2014 году пилотируемый корабль Dragon V2 компании SpaceX сможет доставить на космическую орбиту семерых космонавтов. Космические грузы, в том числе и на МКС, компания Илона Маска поставляет уже более трёх лет

Штрих второй — навыки общения

Октябрь 2012-го. Илон Маск приезжает в Лондон, чтобы лично представить праворульную Model S английским потребителям. Одно из первых интервью возле машины он даёт влиятельному телеканалу Би-би-си. Журналист задаёт вполне ожидаемый вопрос: как может Маск отреагировать на критику ведущего знаменитой передачи Top Gear по поводу электромобилей и, в частности, Tesla — корреспондент The New York Times Джон Бродер написал разгромную статью, в которой утверждал, что в холодное время года Model S проезжает намного меньше заявленной дистанции.

Илон Маск очень серьёзно отнёсся к этой публикации. В своём «Твиттере» он объяснил, что Бродер, мягко говоря, лукавит. Журналист, очевидно, не догадывался, что бортовой компьютер Model S ведёт постоянный лог, в котором фиксируется всё, что происходит с машиной. «Журналист не зарядил машину полностью и отправился в дальнюю дорогу», — пояснил Маск. Более того, оказалось, что Model S запоминает маршрут поездки. По логам инженеры Tesla восстановили истинную картину поездки: оказалось, что журналист перед тем, как отправиться в путь, ездил кругами по небольшой парковке.

В противостоянии с ведущим изданием страны Tesla вышла победителем. А потребители вынесли из этого скандала впечатление, что Model S таки способна проехать довольно длинное расстояние на одной зарядке. Плюс с тех пор YouTube забит роликами, в которых Model S «вставляет» популярные спортивные автомобили. В общем, даже самые отъявленные скептики были вынуждены признать, что электрокар и вправду хорош.

graf
Своя роль

Своя роль

В 2010 году Илон Маск появился в фильме «Железный человек 2» с Гвинет Пэлтроу и Робертом Дауни —младшим, сыграв самого себя
Флагман серии

Флагман серии

С момента начала продаж в июне 2012-го по март этого года в мире было продано 66 800 экземпляров Tesla Model S

Штрих третий — взгляд в будущее

Искусственный интеллект. Священная корова современной футурологии и непременный атрибут любого футуристического прогноза. Сомневаться в том, что ИИ — это будущее, непростительная оплошность для человека, который хочет заслужить уважение технически продвинутой части общества. Но не для Маска.

В феврале 2015 года он пожертвовал $15 млн Американскому институту Future of Life, который занимается проблемами искусственного интеллекта. А поводом для пожертвования стало обращение экспертов института, которые опасались, что современные исследования в области ИИ могут привести к появлению систем, опасных для человечества. «Ведущие учёные опасаются, что ИИ может представлять угрозу, — заявил Маск. — Я с ними согласен. Чтобы ИИ был дружелюбным к человеку, нужно приложить немало усилий».

Заявление было принято в штыки в футурологических кругах. Но Маск не заставил себя ждать с объя­снениями. Он объявил… Что уже к лету 2015 года каждый Model S, включая уже проданные автомобили, получит продвинутый автопилот. С которым электрокар сможет полностью брать на себя управление на длинных отрезках дороги. Речь может идти о сотнях километров и часах езды. Естественно, движения по трассе. Толчея в пробках на узких городских улицах пока будет не под силу электрокару, хотя компания работает и в этом направлении.

Tesla Motors в цифрах и фактах

  •  Компания основана в июле 2003 года
  •  Штаб-квартира расположена в Пало-Альто, Калифорния, США
  •  Завод компании, на котором происходит сборка автомобилей, расположен во Фремонте, Калифорния
  •  Количество сотрудников — 10 тыс. человек
  •  Модельный ряд включает только Model S, поскольку Roadster был снят с производства в 2012 году, а поставки новой Model X запланированы на вторую половину 2015 года
  •  С начала 2008 года компания продала более 70 тыс. электромобилей
  •  Прибыль за 2014 год — $3,1 млрд
  •  Рыночная капитализация компании — $25 млрд
  •  Несмотря на юный возраст Tesla Motors является старейшей (после Ford) американской автомобильной компанией на фондовом рынке. Дело в том, что GM обанкротилась, а Chrysler — до сих пор не является публичной компанией
  •  Состояние Илона Маска оценивается в $12,7 млрд (помимо прочих активов у него в собственности 23% акций Tesla Motors, которой он продолжает руководить практически единолично)

Изюминка произошедшего была и в том, что в некоторых американских штатах (Калифорнии, Неваде и Флориде) власти уже разрешили использование беспилотных автомобилей, и Илон Маск готов дать возможность владельцам Model S в полной мере насладиться этим обстоятельством. Причём обновление — и сейчас, и в будущем — получат все владельцы машин. Покупать ради этого новую Model S не нужно. А к 2020-му, по словам Маска, Tesla сможет ездить самостоятельно и в городе, и это будет на 100% безопасно. В конце концов не зря же он потратил $15 млн на исследования.

Вместо послесловия

Мечтатель, маркетолог и футуролог Илон Маск зачастую выглядит и поступает как человек «не от мира сего». Эксцентричность? Самоуверенность? И то и другое, но в случае с Маском это работает. Обозреватель бизнес-портала Inc.com Джон Брэндон считает, что секрет создателя Tesla Motors крайне прост. «В отличие от многих других изобретателей он просто верит в то, что у него всё получится», — говорит Брэндон. В это сложно поверить, но если посмотреть, как менялись котировки компании, — это именно так. Выйдя на ipo в разгар мирового финансового кризиса, Tesla Motors менее чем за 10 лет подорожала более чем в 10 раз. Сейчас её капитализация составляет почти $31,2 млрд. Причём на рост не повлияли ни противоречивые маркетинговые решения, ни скандалы с тест-драйвами, ни отказ от патентов. Так что уверенность Маска в том, что будущее за электромобилями, — это не пустые мечты.

Теги: , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти