Семейные ценности

За 100 лет существования компании Maersk только 10 лет ей руководили наёмные менеджеры. Пока управление снова не перешло под контроль семьи Маерск-Мёллер, один из крупнейший морских перевозчиков потерял четверть прибыли.


Эта статья будет опубликована в одном из ближайших журналов «Фокус»

Есть в Копенгагене на набережной неподалёку от знаменитой статуи Русалочки здание, претендующее на звание самого скучного архитектурного сооружения в мире. Столица Дании сама по себе город не феерический, сдержанный, как и положено скандинаву. Но этот офис может нагнать тоску и на бывалого полярника. Два серых параллелепипеда с чередой одинаковых квадратных окон — один четырёхэтажный, другой в шесть этажей.

Если бы однажды декабрьским утром 2003 года вы заняли позицию на лестничном марше шестиэтажного корпуса, то увидели бы, как мимо неторопливо, но уверенно поднимается сухощавый высокий старик в костюме-тройке, с длинным худым лицом и тёмными блестящими глазами.

Старику недавно исполнилось 90 лет, но он поднимается пешком на шестой этаж, как поднимался ежедневно с момента постройки здания. На этом этаже расположено правление компании A.P. Moller-Maersk Group, которой он сегодня будет руководить последний день. Старика зовут Арнольд Маерск Маккинни Мёллер, он основной владелец компании и богатейший человек Дании. Сегодня он последний раз пришёл в это здание в качестве главы Moller-Maersk — через несколько часов Маерск Маккинни Мёллер объявит о сложении с себя полномочий председателя правления крупнейшей компании страны.

Ещё через пять лет его решение будет стоить компании потери четверти прибыли.

Война Маерск-Мёллеров

История одного из крупнейших грузоперевозчиков началась в 1886 году, когда дед богатейшего датчанина, вышедший в отставку капитан дальнего плавания Петер Маерск-Мёллер, купил на сбережения подержанный грузовой пароход. В 1904-м он перестал брать фрахт и вместе с сыном создал судоходную компанию. Основана она была в Сведенборге, первый её пароход назывался «Сведенборг» да и сама компания без лишних фантазий получила название «Сведенборгское пароходство». С первых дней пароходством руководил сын капитана Арнольд Петер Маерск-Мёллер, в честь которого спустя 8 лет компания получила своё новое имя, под которым известна уже более 100 лет.

06-sonjamaersk-aground-feb-19411

На фоне историй IT-стартапов, полных головокружительных успехов и поражений, вековая биография судоходной компании может показаться такой же скучной, как облик её офиса. Однако на самом деле процветание бизнес-империи Маерск связано с несколькими переломными моментами, когда спокойные скандинавы ставили на кон почти всё. Первый из таких ходов ва-банк состоялся в 1940 году. К началу Второй мировой A.P. Moller-Maersk была крупнейшей в Дании судоходной компанией. В 1940-м Дания, не оказав сопротивления, была оккупирована войсками нацистской Германии — король Кристиан X в надежде сберечь свой народ подписал унизительные и кабальные договоры с оккупантами. Военные и экономические ресурсы страны оказались в полном распоряжении Гитлера: правительство Дании взяло на себя обязательства продавать вермахту любые продовольственные товары и сельхозпродукцию в долг, с условием оплаты после окончания войны.

Маерск-Мёллеры не просто не согласилась с политикой короля. Семья не только эмигрировала в США, но и совершила беспрецедентную акцию: увела за собой весь свой флот. Более того, Маерск-Мёллеры по сути вступили в войну на стороне США, предоставив свои суда в распоряжение американских ВМС. Больше половины флота компании была потеряна в боях Второй мировой. В Данию мятежные судовладельцы вернулись только после смерти Кристиана X, в 1947 году.

Mærsk1

«По моему мнению, наши ценности высечены из камня и могут стоять вечно»

Ане Маерск Маккинни Угла, глава AP Moller Holding о принципах ведения семейного бизнеса

Решительный поступок Маерск-Мёллеров не был забыт. Сотрудничество компании с ВМС США продолжается по сей день — A.P. Moller-Maersk обеспечивает морские перевозки вооружённым силам США, предоставляя 33 транспортных судна с гражданским экипажем. Стоимость этих контрактов оценивается примерно в $350–400 млн в год.

Диверсифицируй и выигрывай

В начале 1950-х Арнольд Петер Маерск-Мёллер принимает малозначащее поначалу решение, оказавшееся для компании не менее судьбоносным, чем переход на сторону США в войне: компания приобретает первый танкер для перевозки нефти.

Этот бизнес позволил судовладельцу сблизиться с крупнейшими мировыми нефтедобытчиками Shell и Texaco. И когда в 1962-м датское правительство решило искать на шельфе Северного моря нефть, Арнольд Петер сделал следующий рискованный шаг: он инвестировал в датскую нефтедобычу. Судоходная компания с хорошими связями среди нефтепромышленников получила эксклюзивную концессию на разведку и добычу нефти и газа в датском секторе Северного моря до 2042 года. Для нового бизнеса A.P. Moller-Maersk создала дочернюю компанию Maersk Oil, а та организовала консорциум DUC совместно с Royal Dutch Shell и Texaco, которые получили в DUC 46% и 15% соответственно.

До успеха своего нового начинания Арнольд Петер не дожил. Первое месторождение было обнаружено спустя год после его кончины в 1965 году, а добыча началась в 1972-м — под руководством представителя третьего поколения семьи — его сына, того самого Арнольда Маерск Маккинни Мёллера, который впоследствии стал самым богатым человеком Дании.

Его главным стратегическим решением стала диверсификация бизнеса. Именно при нём A.P. Moller-Maersk Group получила долю в Danske Bank и в сети супермаркетов Dansk Supermarked Group, купила почтовую компанию и самую крупную датской судоверфь Odense Stålskibsværft — одну из самых производительных в мире. Кроме того, «сыграла» нефтяная ставка: сегодня добыча нефти консорциумом составляет 82% общего объёма добычи нефти в Дании, газа — 92%. Кроме того, Maersk Oil активно участвует в проектах в Алжире, Катаре, Казахстане, Великобритании, Омане и Туркменистане. Перспективы у бизнеса блестящие: в настоящее время Дания приступает к разведке нефтяных месторождений на шельфе Гренландии и Фарерских островов. При этом прогнозные запасы нефти только около восточных берегов Гренландии оцениваются более чем в 600 млрд баррелей.

Но ядром корпорации по-прежнему оставались морские грузоперевозки. Достаточно сказать, что в начале нулевых A.P. Moller-Maersk Group в числе прочих приобрела американскую компанию Sea-Land, основатель которой и был изобретателем тех самых морских контейнеров, которые совершили революцию в грузоперевозках. С тех пор подразделение Maersk Line остаётся крупнейшей «контейнерной» компанией мира. И при этом практически недоступной для поглощения.

Maersk

Корпорация в футляре

«Компания никогда не была особо дружественной к инвесторам», — говорит Шарлотта Линдхольм, глава датской Ассоциации инвесторов.

Действительно, активно занимаясь поглощениями, семейная корпорация Маерск-Мёллеров сделала все, чтобы самой не стать объектом корпоративных войн. Всеми активами до последнего времени владели 50/50 две формально независимые компании. В свою очередь, семья Маерск-Мёллеров через два семейных фонда владела в этих компаниях 51,07% акций, или 64,13% голосов. Это обеспечило Маерск-Мёллерам свободу принятия решений: компания никогда не была заложником показателей в акционерных отчётах. В итоге власть главы семьи в компании была абсолютной, что и обеспечило Маккинни Мёллеру возможность руководить, не отступая от строгих семейных ценностей. Но в XXI веке эти ценности едва не привели к катастрофе.

маерск3

«Возможно, нам удастся получить больше, будучи незаметными»

Маккини-Мёллер. В полном соответствии с его высказыванием офис компании в Копенгагене может претендовать на звание самого скучного здания в мире

Дело в том, что у Арнольда Маерск Маккинни Мёллера было трое детей, и все — дочери. Передачу управления им он считал немыслимой: бизнес в понимании Маккинни Мёллера был совершенно не женским делом. Поэтому в 1993-м, когда ему исполнилось 80 лет, он передал оперативное руководство Джессу Содербергу, работавшему в компании с 1970 года. А 10 лет спустя, в том самом декабре 2003-го, с которого начался рассказ о компании, 90-летний Маккинни Мёллер собрал 50 топ-менеджеров корпорации, чтобы объявить, что он уходит с поста председателя правления. И снова вторая высшая вакансия в корпоративной иерархии была передана не наследницам.

Ошибка Маккинли

Оставив за собой руководство семейным фондом , Маккинли Мёллер ещё почти 10 ьлет продолжал приходить на работу, пытаясь вникать в дела компании и не допуская к ним дочерей. Тем временем, смелые эксперименты Содерберга в сфере поглощений увеличили издержки и привели к тому, что ещё в благополучном для мирового бизнеса 2007 году доходы корпорации упали на 23%. Джесс Содерберг был вынужден подать в отставку с поста главы компании на 2 года раньше, чем заканчивался срок его контракта. Его сменил Нильс Андерсен, ранее возглавлявший пивную компанию Carlsberg. При нём стремительное расширение приостановилось, но бизнес шёл с переменным успехом.

Так продолжалось до 2012 года, когда в апреле в возрасте 98 лет скончался Арнольд Мерск Маккинни Мёллер. Изменения последовали незамедлительно.

Дочери Маккинни Мёллера не стали возвращать себе оперативное управление семейным бизнесом. По крайней мере, формально. Но возглавившая семейный фонд AP Moller Foundation 64-летняя Ане Маерск Mаккинни Уггла практически незамедлительно принялась кардинально менять семейный бизнес.

В 2013-м фонд был преобразован в холдинговую компанию. Это дало Ане возможность единолично принимать решения по любому бизнесу группы: семья сохранила за собой 41,5% акций, или 51,1% голосов, в новой управляющей структуре группы — AP Moller Holding. Почти сразу же были сокращены издержки, а в многочисленных «дочках» прошли увольнения персонала. Кроме того, прославившийся благотворительностью фонд, за счёт которого, к примеру, в Копенгагене был построен открывшийся в 2005-м Оперный театр, прекратил тратиться на подобные цели. А компания начала избавляться от непрофильного бизнеса: был продан пакет акций сети супермаркетов, а недавно были выставлены на продажу и банковские активы группы.

Shipping Operations At The Port Of Felixstowe

«Каждая шестая тонна грузов, перевозимых по морям и океанам, транспортируется судами Maersk Line. 5,2 млрд совокупная прибыль A.P.Moller-Maersk в 2014 году»

Похоже, Ане удалось найти оптимальный баланс между семейным контролем и наёмным менеджментом. Всего через год после смерти Маккинни Мёллера прибыль корпорации выросла на 53,3%, достигнув $2,3 млрд. А 2014 год ознаменовался абсолютным рекордом для A.P. Moller-Maersk по величине прибыли — она составила $5,2 млрд. Это оказалось самым высоким показателем в её истории, а ключом к успеху стали концентрация на основных видах бизнеса и экономия.

Уходя с поста руководителя, Арнольд Мерск Маккинни Мёллер в прощальной речи обозначил пять основных ценностей, которых группа должна придерживаться: постоянная забота, скромность, честность, наши сотрудники и наше имя. Его старшая дочь Ане Уггле, де-факто возглавляющая компанию, называет эти ценности несущими колоннами: «По моему мнению, они высечены из камня и могут стоять вечно». Правда, последние годы показали, что семейные ценности работают только в том случае, когда их претворением в жизнь занимаются члены семьи.

Теги: , , , , , , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти