Facebook. Болезнь роста

Как компания Марка Цукерберга пытается найти применение аудитории в 1,4 млрд пользователей


Эта статья была опубликована в журнале «Фокус», №11 (424) 17.03.2015

В феврале 2015 года замбиец Фриско получил СМС, в котором ему сообщали: отныне с его телефона можно бесплатно зайти на 11 сайтов. До сих пор он интернетом не интересовался, поскольку просто не представлял, зачем он нужен. Но смартфон у него был модный, не хуже, чем у друзей. Из любопытства он начал кликать на ссылки. Почти все они вели на скучные страницы, посвящённые борьбе со СПИДом и проблемам материнства. Википедия тоже особо не зацепила. Но один ресурс его всё же заинтересовал — это был Facebook, где уже зарегистрировались несколько его приятелей.

Так исполняется план основателя крупнейшей социальной сети мира Марка Цукерберга. Инициированный им проект Internet.org должен подсадить на интернет жителей Азии и Африки и наконец-то возобновить активный рост аудитории его соцсети. Многие СМИ пишут, что проект поможет африканским странам бороться со СПИДом. На самом деле посещаемость ориентированных на Африку просветительских сайтов остаётся крайне низкой: до нескольких сотен человек в день. А вот Facebook действительно получает надежду.

Бегство от стабильности

Социальная сеть Марка Цукерберга пытается убежать от судьбы, настигающей высокотехнологические стартапы, когда после периода сверхбурного роста они вынуждены начать обычную борьбу за рынок с конкурентами. При этом молодые проекты часто опережают вчерашних лидеров.

«Что становится критическим моментом, после которого молодой человек решает оставить Facebook? Тот ужасный день, когда мама шлёт тебе предложение дружбы», — иронизировал пару лет назад профессор Университетского колледжа Лондона Дэниел Миллер, комментируя для британской The Guardian результаты исследования, согласно которому молодёжь в возрасте 16–18 лет предпочитает Instagram, Twitter, Snapchat и WhatsApp.

Слова Миллера процитировали множество экспертов и аналитиков. Подтвердились они и на практике: в 2014-м экспоненциального роста аудитории Facebook не продемонстрировал. Если с выручкой и прибылью всё обстояло более чем благополучно (оборот вырос в полтора раза, до $12,47 млрд, чистая прибыль почти удвоилась, составив $2,94 млрд), то в отношении новых пользователей в пору было говорить о провале. Facebook за год зафиксировал рост числа аккаунтов на 1%, но активная аудитория, по данным аналитической компании GlobalWebIndex, уменьшилась на 9%.

fb-1

Теперь существенно увеличить аудиторию Facebook можно разве что за счёт Африки и Азии — регионов, где до сих пор не пользуются интернетом, но где он теоретически доступен абонентам мобильной связи. Число таких потенциальных пользователей — 4,3 млрд человек или примерно 60% населения планеты. И судя по последнему интервью Bloomberg, Цукерберг рассчитывает именно на них: «Если бы мы фокусировались только на прибыли, нам было бы достаточно сосредоточиться на первом миллиарде наших пользователей… Но в долгосрочной перспективе мы понимаем, что через 10, 20, 30 лет эти страны (азиатские и африканские. — Фокус) станут развиваться, а значит, будут иметь для нас важное значение».

К ставке Цукерберга на Азию с Африкой на Западе многие относятся со скепсисом. «Следующий миллиард может быть очень сложной задачей. Многие потенциальные абоненты находятся в таких странах, как Китай и Россия, где рост будет трудно обеспечить», — пре­дупреждала британская The Week в редакционной статье, посвящённой первому миллиарду пользователей Facebook. Да и там, где аудиторию удастся набрать, «монетезировать» её будет крайне сложно, ведь речь идёт далеко не о самых богатых континентах. Но Цукерберг трудностей не боится — он давно привык поступать наперекор общественному мнению, прогнозам аналитиков и совету директоров.

Враги и друзья Цукерберга

История Facebook никогда не была безоблачной, и многие её эпизоды стали известны только в 2010 году по фильму Дэвида Финчера «Социальная сеть».

Если верить Финчеру, компания началась с «хулиганского» проекта Facemash, на котором можно было оценить сексуальность однокурсниц и однокурсников Марка Цукерберга по Гарвардскому университету. Facemash проработал всего два дня и вызвал громкий скандал. Второкурсник принёс публичные извинения. И тут же был приглашён в проект создания внутриуниверситетской социальной сети HarvardConnection.com.

В проекте Марк проработал всего месяц. После чего создал свою собственную социальную сеть TheFacebook, которая буквально за считаные дни оказалась гораздо успешнее. «Марк не просто выкрал нашу идею, он испортил нам бизнес» — так описали произошедшее экс-партнёры Цукерберга по университетской сети братья Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы. Судя по всему, обвинения не были голословными. Во всяком случае в 2008-м Уинклвоссам удалось отсудить у Марка миноритарный пакет акций Facebook — тогда его оценили в $65 млн.

Следующий конфликт случился у Цукерберга уже с инвестором — однокурсником бразильского происхождения Эдуардо Саверино, который на заре становления сети оплачивал аренду серверов компании. По словам Цукерберга, он «отказывался сотрудничать во всём», и Марк буквально выставил Саверино из проекта.

Считается, что в 2007 году молодую компанию очень поддержал Билл Гейтс, когда Microsoft приобрёл 1,6% акций Facebook за $240 млн, а также оплатил права на размещение своей рекламы на этом ресурсе до 2011 года. Но на самом деле одним из условий сделки было отсутствие в числе акционеров Google.inc, которую тогда в Microsoft считали одним из главных конкурентов. По сути, этой покупкой «дедушка» IT-бизнеса ещё до IPO оценил детище Цукерберга в $15 млрд, при том что выручка компании составляла на тот момент менее $200 млн в год.

Отношения между Microsoft и Facebook оставались ровными до последнего времени. Размолвка случилась лишь несколько месяцев назад: Гейтс раскритиковал проект Internet.org. «Развивающимся странам намного нужнее медицинское обеспечение, а не интернет», — заявил сооснователь Фонда Билла и Мелинды Гейтс, который в прошлом году потратил на благотворительность $1,5 млрд.

А вот с давнишним конкурентом Microsoft, компанией Apple, основатель Fasebook всегда был, что называется, на ножах. Чего стоит его перепалка с главой этой компании Тимом Куком, произошедшая в 2014-м. В сентябрьском обращении к пользователям iPhone, iPad и Mac Кук заверил клиентов, что компания неукоснительно хранит тайну личных данных. И добавил, намекая на использование личных данных пользователей Facebook и Google, что если потребитель не платит за продукт, то он сам становится продуктом.

Публичность без проблем

Пару лет назад, после IPO сети, когда продажа 15% акций принесла $16 млрд, то есть компания была оценена в рекордные $100 млрд, достаточно было лишь намёка на неприятности, чтобы ценные бумаги компании теряли по несколько процентов стоимости за торговую сессию. В итоге всего через месяц акции подешевели вдвое: с $38 до $18–19.

Но в сентябре 2014-го ничего подобного не произошло. Заявление Тома Кука привело всего лишь к кратковременному падению котировок акций с $79 до $73, которое было отыграно буквально через пару недель.

Не вызвал обвала котировок и ещё один, куда более громкий скандал, разразившийся тремя месяцами ранее описываемых событий.

Летом 2014-го в британском научно-популярном еженедельнике New Scientist были опубликованы результаты совместного исследования Адама Крамера из Facebook, научного сотрудника Калифорнийского университета Сан-Франциско Джейми Гиллори и профессора Корнелльского университета Джеффри Корнелла.

В роли «подопытных кроликов» оказались 689 тыс. ничего не подозревавших англоязычных пользователей Facebook. Их ленты формировали так, что одни видели преимущественно позитивные посты, а другие — в основном негативные. В итоге попавшие в первую категорию сами начали оставлять более жизнерадостные публикации. Те же, чьи ленты были пессимистическими, стали публиковать записи и комментарии всё более негативной эмоциональной окраски. Скандал с обвинениями в адрес Facebook от известных юристов и даже британских парламентариев длился с конца июня по август. Стоимость акций за это же время выросла с $66 до $77.

fb-2

Почему в 2012-м для падения котировок достаточно было слухов, а в 2014-м на стоимости акций не отразилась даже угроза расследования деятельности компании? В 2012-м Facebook был крайне уязвим. Изначально ориентированная на стационарные компьютеры сеть прозевала бум планшетов и смартфонов. Выручка и прибыль не росли, и на протяжении двух следующих лет подчинённые Цукерберга тратили все силы на то, чтобы соцсеть «переехала» на мобильные устройства. Это удалось: сегодня из 1,4 млрд пользователей больше половины заходит в Facebook с планшетов и смартфонов.

Что это значит для компании? По-сути, рекламодатели получили возможность «продавать» рекламу с учётом местоположения клиета. В итоге с 2011-го по 2014 год выручка соцсети выросла вчетверо: с $3,7 млрд до $12,47 млрд. Кроме того, с тех пор Марк Цукерберг приобрёл две из четырёх компаний, которые Дэниел Миллер из Университетского колледжа Лондона считал альтернативой «стареющему» Facebook: Instagram и WhatsApp.

С такими результатами инвесторы могут простить Марку Цукербергу любой скандал. Если, конечно, он не отразится на выручке и прибыли.

Лента манипуляций

Адам Крамер так и не был уволен из Facebook, хотя и принёс публичные извинения. А позже один из членов правления, Марк Андреессен, попытался убедить общественность, что подобная манипуляция сознанием — дело совершенно обычное. «Когда вы смотрите телевизор, читаете книгу, открываете газету или разговариваете с человеком, кто-то манипулирует вашими эмоциями. Вся система Facebook предназначена для того, чтобы приводить к позитивным постам и взаимодействиям», — уверял он. Кроме того, юридически социальная сеть ничего не нарушила, поскольку каждый пользователь подписывается под условиями соглашения, по которым компания имеет право изменять содержимое сайта по своему усмотрению.

Несмотря на юридическую чистоту, действия соцсети показывают, насколько огромно её влияние. Ведь с помощью тех же самых алгоритмов теоретически можно менять отношение людей к товарам, кандидатам на выборах и социальным проблемам.

Судя по всему, об этом задумывается и сам Цукерберг. В 2015 году обладатель незаконченного высшего образования по специальности «психология» решил продолжить самообразование, публично пообещав прочитывать по одной книге каждые две недели. Первой из них была книга венесуэльского писателя и журналиста Моизеса Наима под названием «Конец власти». Интересен комментарий Цукерберга по этому поводу: «В ней показано, как мир наделяет отдельных людей властью, которая традиционно принадлежит лишь правительствам, военным лидерам и крупным организациям. Тенденция к обеспечению людей большей властью является тем, во что я глубоко верю». Почти безграничная власть у основателя Facebook есть даже сейчас, когда его сеть может воздействовать примерно на каждого пятого жителя Земли. При этом влиять на поступки Цукерберга не могут ни соучредители, ни совет директоров, ни акционеры: он владеет 56% голосующих акций.

Так что не исключено, что после освоения Африки и Азии рост аудитории и даже её монетизация перестанут быть самоцелью для Facebook. А политический капитал из виртуального может превратиться в реальный — для начала, к примеру, в странах Африки. В конце концов, эксперимент, подобный проведённому Крамером, вряд ли вызовет там громкий скандал.

Теги: , , , ,

Вам уже исполнилось 18 лет?

Подтвердите, что это так, чтобы войти